1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №48 (1692) за 02.03.2004

"У МЕНЯ ТАК СЛОЖИЛАСЬ ЖИЗНЬ, ЧТО В РОЛЯХ ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ ПРИХОДИТСЯ ФАНТАЗИРОВАТЬ"

Больше двадцати лет народная артистка Украины Нина Шаролапова своим домом считала Театр имени Леси Украинки, где запомнилась зрителям в лучших спектаклях. В некоторых играла даже без замены, например, в постановках Романа Виктюка. А пьеса "Молодая хозяйка Нискавуори" была специально поставлена на эту актрису. Cыграны яркие характерные кинороли. Нина Владимировна нашла себя и в другом, весьма редком призвании -- талантливого педагога, так как преподает в Институте кино и телевидения Национального университета культуры и искуств. И свой юбилей она празднует, как говорится, не отрываясь от активной работы.

Ее человеческая и творческая судьба на редкость драматична, тем больше вызывает уважение сила и бескомпромисность ее характера. Родилась она в Пензе (на родине Мейерхольда), где, по собственным словам, оставила много слез, так как мама умерла при родах, а через год не стало и отца. Потом был детдом в Свердловске, и с 14 лет Нина уже зарабатывала на жизнь. В московское Щепкинское училище при Малом театре она поступила с первого захода, хотя смогла и в Бауманское сдать за подругу математику. В "Щепке" педагоги вокала отметили ее редкий низкий тембр голоса, словно поставленный природой, а мастера курса сразу же запретили ей читать обязательного Станиславского, потому что студентка Шаролапова и без его учения "верила" во все предлагаемые обстоятельства и в постановках очень органично себя чувствовала. А вот "творческой родиной" для актрисы стал Киев.

-- С кем из режиссеров вы были счастливой актрисой, ведь их у вас было много?

-- Конечно, с Ромой Виктюком.

-- Вы с ним даже чем-то похожи...

-- Мы где-то с ним были и меня спросили: "А вы не брат и сестра?". Похожи энергетически. Когда я приехала в Киев, Роман хотел ставить "Коварство и любовь" Шиллера. Ему предлагали исполнителей, но он заявил: "Нет, я буду ставить на Шаролапову и Игнатушу". Так ему и не дали сделать эту постановку. И я об этом узнала от него только лет десять назад. В Театре Леси Украинки я играла в его спектаклях главные роли -- в "Уроках музыки" Петрушевской и в "Священных чудовищах" Кокто. Мы каждый раз с ним репетировали в полную силу, как будто в первый раз. Он вообще режиссер от Бога и очень любит артистов. И даже когда кричит -- в этом тоже есть любовь, то, что заставит человека сделать как надо.

-- Нина Владимировна, вы ведь сами ушли из театра -- в знак солидарности с Адой Николаевной Роговцевой?

-- Есть вещи в жизни, которые я не могу предать и считаю, что каждый человек в жизни должен совершить решительный поступок. Я считала ее уход несправедливым и тоже ушла... в никуда. Ничего тогда у меня больше не было. Но внутренне я осознавала -- выход все же будет. Пошла к Виталию Малахову в Театр на Подоле, а потом был Виктюк, который взял меня своим режиссером. И начался институт. Вдруг те способности, которые дремали -- стали приоткрываться. Поэтому я верю, что все не случайно.

Есть люди, с которыми мне приятно общаться, но друзей очень мало, потому что, как мне кажется, за них я отвечаю. С Адой мы до сих пор в идеальных отношениях и стоим друг за друга. Нашу дружбу связывает еще и искусство, мы вместе очень много играли. А вот сейчас она приехала и рассказывает о том, что сыграла, как получилось, и знает, что я ее понимаю с полуслова. Я очень рада за Аду, что она очень востребована в Москве и Питере. А здесь, к сожалению, нет...

-- Вы учились в Москве, а как попали в Киев?

-- Я с первого курса работала в Малом театре, у меня до сих пор лежит удостоверение. И вот театр приехал на гастроли в Киев, а тут Эрин ставил "Власть тьмы", и мне предложили роль Акулины. И, хотя на эту роль уже были две актрисы, мне сделали показ перед худсоветом. Знаете, я ведь в Малом театре очень много увидела -- репетиции Равенского, Хейфеца, как работали корифеи Смоктуновский, Бабочкин, Ильинский...

-- А как вообще в вашей жизни появилось актерство?

-- Это потому, что я очень дерзкая была. Но если бы сейчас вернулось все назад, то я бы ушла в медицину. У меня с ней столько связано! Ведь в этой жизни я три раза по-настоящему умирала. Первый раз, когда только приехала в Киев, вдруг мне стало плохо. Утром надо играть спектакль, а я не могу встать. Меня немедленно в больницу -- анализы "запредельные". А я до конца всегда остаюсь хулиганкой: забираю карточку, вылетаю в Москву, ложусь через знакомых в больницу -- и там тоже целый месяц не могут поставить диагноз. В театр уже отослали письмо, что я умираю -- предупредили на всякий случай. И вот лежу в больнице, а по телевизору идет спектакль "Интервью в Буэнос-Айресе", где я пою. И так защемило... Наконец, первым поставил диагноз старый профессор из Кремлевки Розанов -- остоомелит шейки левого бедра. И, конечно, неприятно, когда тебе говорят: "Приготовьтесь, завтра будем ампутировать ногу". Я не согласилась и каким-то чудом выползла. Мне дали справку: "Работать на полставки". Я ее сразу порвала, пришла в театр и стала работать с полной нагрузкой.

И вот самый последний случай, когда я уже ушла из театра, решилась на операцию. Прооперировали, все хорошо. Но потом начались последствия, да такие! Второй раз делают операцию -- и опять плохо. Вызывают Аду и говорят, что нужно попрощаться с Ниной. Но там работает удивительная женщина Сталина Макарова, которая меня и вытащила. Она проработала только в реанимации более 45 лет, а у них год за два идет, значит, у нее 90 лет стажа! И Сталина не уходила с работы, потому что я была очень плоха. Помню, когда открывала глаза и ее не было рядом -- мне становилось еще хуже, так как я очень поверила в нее. Мы с ней до сих пор, как сестры. После этого я стала совершенно иным человеком: по-другому рассуждаю, не делаю тех глупостей, какие делала раньше, например, могла в театре просто послать.

-- Возможно, это и было дано, чтобы жизнь повернулась по-другому?

-- Она в прямом смысле повернулась. Как только я вышла из больницы меня уже ждал Рома Виктюк с "Бульваром Сан-Сет". И я сразу стала работать у него по 12 часов, как режиссер. А потом гастролировали по всему миру. В Америке, например, объездили 22 штата. И вообще, после этого все пошло как-то легко: я легче стала относиться к жизни, даже к тем людям, к которым у меня был свой внутренний счет -- он вдруг исчез.

-- Вы все равно попали в свою "десятку", хотя бы со своими студентами. Однажды слышала, как пятикурсники называют вас "мамой". А как они появились?

-- Открылась кафедра кино и телевидения, и я согласилась преподавать И я студентам все время повторяю: "Вам вместе жить в этой жизни". И вожусь с ними с утра до ночи. Наверное, там взаимная подпитка. Бывает, из-за занятий иногда отказываюсь от актерских предложений. Даже снимаясь в мюзикле "За двумя зайцами", не пропустила ни одного занятия.

-- Есть роли, которые хотелось бы сыграть?

-- Остались авторы, в пьесах которых хотелось поиграть: Дюрренмат, Брехт. Внешне я очень земная, но творческое тяготение у меня другое, которое глубоко "прячу". И только с учениками позволяю себе эту роскошь определенного видения. И хотя моя душа все равно принадлежит театру, сейчас у меня больше ролей в кино и в Москве. Вот скоро выйдет 4-хсерийный телефильм-сказка "Молодые годы Кащея Бессмертного", который снимали на студии НТВ "ХХI век ". Я сыграла там Лихо, а Валерий Золотухин был "моим папой" -- Велесом.

-- Я не раз слышала, что с вами легко работается.

-- Я сама это чувствую. Вот даже два года назад я снималась в Германии в фильме "После войны" с Чхиквадзе -- и очень легко. У него своя школа, но есть общее понимание профессии. У меня так сложилась жизнь, что почти ничего не приходится фантазировать. Если по молодости я сильно "эмоционалила", то теперь пошел анализ. Как у Шекспира: "Голова и сердце должны работать вместе". Сейчас из Москвы мне снова прислали сценарий для съемок летом и даже пригласили моих студентов, чтобы помогали на съемках. А во время работы "Молодых лет…" просто предложили преподавать в Москве. Меня и раньше звали в ленинградский БДТ, еще при Товстоногове. Но я всегда говорю: "Да нет, не теряют корней. И, хотя я не украинка, но я люблю эту страну, живу и работаю в ней".