1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №51 (1695) за 05.03.2004

ГОВОРИТЬ О НЕЗАКОННОСТИ ПОЛУЧЕННЫХ КРАВЧЕНКО УКАЗАНИЙ НЕТ ОСНОВАНИЙ

На вопросы "Сегодня" отвечает бывший сотрудник СБУ, полковник запаса Андрей Шаповалов, несколько лет работавший в одной из балканских стран в качестве офицера беопасности нашего посольства. То есть занимал должность, аналогичную той, на которой до недавнего времени находился Валерий Кравченко. О проблемах, с которыми сталкивался "мятежный" генерал, он знает не понаслышке. Ныне Андрей Сергеевич представляет общественную организацию "Международное антитеррористическое единство" со штаб-квартирой в Киеве.

-- Андрей Сергеевич, по некоторым данным, скандал начался с того, что Кравченко не поладил с представителями Управления госохраны Украины (УГОУ) во время пребывания нашего Президента на отдыхе в Баден-Бадене. Допустимо ли, по вашему опыту, такое в отношениях между спецслужбами?

-- Обеспечение безопасности руководителей Украины в ходе зарубежных визитов относится к числу первейших задач офицеров безопасности, которыми были и я, и Кравченко. В таких случаях всегда приходится действовать в тесном контакте с представителями УГОУ, организовывать их взаимодействие с коллегами в стране пребывания... Соперничество и амбиции тут не допустимы, особенно в непростой обстановке. Я убедился в этом в 1998 году, во время первого официального визита нашего Президента в Македонию, где на тот момент не было украинского диппредставительства. Да, среди работников УГОУ есть люди со сложными характерами, да и мы порой не подарок, но главными должны оставаться интересы дела.

Добавлю в этой связи, что генералов, имеющих соответствующие званию и прошлым должностям амбиции, следует, на мой взгляд, использовать "дома", для общего, масштабного руководства. А в загранкомандировки направлять энергичных сотрудников спецслужбы, способных правильно, в соответствии с законом и международной практикой, понимать и реализовывать поставленные задачи. И тут дело не в конкретной личности, а в тенденции. К примеру, в наших загранпредставительствах на должностях комендантов, где должны быть прапорщики, все чаще можно встретить капитанов и майоров...

-- Давайте поговорим по сути обвинений Кравченко, основываясь на обнародованных Томенко фрагментах. Есть ли в указаниях из Киева нарушение закона или каких-либо служебных, внутренних документов?

-- Если учесть, что ориентировки, о которых говорит Кравченко, направлялись ему, как офицеру безопасности, а, значит, по линии внешней контрразведки, то следует упрекнуть их составителей в некоторой профессиональной небрежности. Расшифровывать это, сами понимаете, не имею права, но оценить, как специалист, могу...

Не следует забывать, что в разведке и контрразведке действуют строгие правила конспирации. И подчас при проведении оперативных мероприятий, скажем, по выявлению признаков шпионажа, сотрудникам ставятся узконаправленные задачи, без доведения полной информации о причинах интереса к событию, факту, объекту или субъекту. Впрочем, документы "озвучены" фрагментарно, стало быть, можно лишь догадываться о их полном содержании, о наличии приложений с допинформацией и рекомендациями.

Что касается фрагмента N 1, где речь идет о намерении зарубежного телеканала провести акцию по дискредитации нашей страны и ее руководства, то предупреждение подобных действий есть забота спецслужбы любого государства. Стало быть, логично и соответствующее указание из нашего Центра.

Далее -- ориентировка по визитам за рубеж высоких должностных лиц нашей страны. На мой взгляд, можно только приветствовать реализуемое через возможности СБУ требование руководства государства разобраться, насколько целесообразны и результативны многочисленные загранпоездки украинских делегаций. С позиции наших посольств, здесь видна убыточная для государственного бюджета практика (отсюда и пункт "за чей счет осуществлялся визит"). За соответствующими указаниями из Киева стоит, на мой взгляд, лишь намерение защитить интересы наших налогоплательщиков, не допустить нанесения государству экономического и политического ущерба из-за возможных корыстных устремлений отдельных личностей.

Относительно выяснения всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщения о них своему правительству, замечу, что это входит в функции дипломатических представительств согласно Венской конвенции 1961 года (ст 3). Офицер безопасности при посольстве -- это, как известно, дипломат.

Резюмирую: утверждать о противозаконности полученных Кравченко из Киева указаний, на мой взгляд, вовсе нет оснований.