1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №51 (1695) за 05.03.2004

РАЗВЕДЧИКИ НЕ ВСЕГДА РАБОТАЮТ В БЕЛЫХ ПЕРЧАТКАХ

Как мы уже сообщали, Генпрокуратура отказалась возбуждать уголовное дело на основе тех обвинений, которые выдвинул против своих руководителей из СБУ "мятежный" генерал Валерий Кравченко. Мотивация: в полученных генералом из Киева указаниях не содержится ничего противозаконного. Сам же Кравченко продолжает утверждать обратное. "Я считаю, что есть преступление, и я знаю, какие статьи закона о разведывательных органах Украины нарушены. И я на этом настаиваю", -- заявил он в опубликованном вчера интервью украинской службе радиостанции "Немецкая волна". В среду народный депутат Николай Томенко обнародовал четыре фрагмента из переданных ему в Германии "материалов Кравченко". Появилась возможность привлечь экспертов для оценки содержания этих фрагментов, чтобы попытаться ответить на главный вопрос: прав ли Кравченко в своих обвинениях.

Стоявший у истоков украинской военной разведки генерал Александр Скипальский сегодня работает советником Председателя СБУ Игоря Смешко. Мы обратились к Александру Александровичу с просьбой прокомментировать упомянутые фрагменты.

-- Соответствуют ли тексты обнародованных фрагментов оригиналам документов?

-- Я не сличал их с оригиналами, но по сути общая канва совпадает.

-- Следовательно, Томенко роздал журналистам точные фрагменты, из которых изъяты лишь сведения, представляющие служебную тайну -- даты, каналы, системы, способы передачи информации и так далее?

-- Возможно. Но этот вопрос правильнее адресовать не мне, а Томенко. Хотел бы добавить, что все документы, которые он уже распространил и еще собирается распространить, имеют гриф "ДСП" -- для служебного пользования. Они не должны разглашаться.

-- Получается, обнародовав обозначенные таким грифом материалы, человек уже преступил закон?

-- Безусловно. И тот, кто поступает таким образом, должен это в полной мере осознавать, хотя подобные документы и не являются ни совсекретными, ни секретными.

-- Указания, направленные Кравченко из Центра, имели обязательный для исполнения характер либо рекомендальный?

-- Методика работы спецслужб не является жестко заформализованной. Однако просьба старшего руководителя по нашему этикету воспринимается как приказ. В любом случае она обязательна либо к исполнению, либо к разъяснению и докладу, по каким причинам не может быть выполнена. Посему руководствоваться правилом "Хочу -- исполняю, хочу -- нет" нельзя.

-- Документы, о которых ведет речь Кравченко, имели подписи Смешко и Синянского?

-- Нет, это рабочие документы, на уровне руководителя отдела или куратора, если хотите, синтез стратегических и тактических задач. Документы, подписываемые на уровне первых руководителей СБУ, готовятся целым рядом служб, шлифуются, редактируются, не говоря уже об обязательной отработке правовых, юридических нюансов...

-- Коль мы коснулись правовых аспектов, ответьте прямо: насколько законными являлись содержащиеся в приведенных фрагментах указания Центра?

-- По содержанию я бы отнес их к разряду обычных протокольных, ведомственных документов. Могу ответственно заявить, что никаких отступлений от закона в них не было, нет и быть не могло. Что, кстати, подтвердила Генпрокуратура.

-- В одном из фрагментов говорится о телепрограмме "Мона Лиза", вероятности появления в ней сюжета о незаконной торговле человеческими донорскими органами в Украине, конкретных персоналиях вплоть до информации об авторах передачи, и не только. Как бы вы могли это все оценить?

-- А что вы усматриваете противозаконного в том, что мы интересуемся ситуацией вокруг резонансной темы, в том числе за рубежом? Для того разведка и существует, чтобы разобраться -- где правда, а где подобие правды. Возможно, это не совсем уместно, но вспомню советские времена и довольно популярный тогда призыв: "Бдителен тот, кто способен распознать наименьшую ниточку и, дергая за нее, доходит до истины". Действительно, чтобы проявить профессиональную бдительность, можно только по отдельному элементу чьего-то поведения или отношений выйти на очень важные вещи. Так действуют разведчики и других спецслужб, не только украинской.

-- Каким образом офицер безопасности Посольства Украины в Германии должен собирать информацию, например, о конкретных лицах?

-- Сейчас, как и ранее, до 75 процентов информации добывается из открытых источников. Работа разведчика подобна журналистской. Вашей, к примеру.

-- Извините, я работаю в Украине, а ваш разведчик -- за ее пределами. Так что мы не в равных условиях.

-- Хорошо, отвечу так. Служба безопасности наладила и продолжает налаживать нормальные, рабочие отношения со своими зарубежными коллегами. И если украинский официальный представитель обратится к кому-то из них с просьбой... Ну, например, относительно того же телесюжета. Не вижу оснований ему отказать. Точно так же поступят и сотрудники СБУ, получив аналогичную или подобную просьбу от своих коллег из-за рубежа. Наивно думать, что разведчики только то и делают, что меняют внешность и под покровом ночи проникают на какие-то объекты, чтобы что-то эдакое разузнать. Есть масса других, вполне легальных способов добыть интересующие сведения, не нарушая при этом ни украинское, ни страны пребывания законодательство. Скажу больше: работа любой разведки балансирует на грани возможного и допустимого.

-- Мне все же не совсем понятно, как может ставиться (или быть реализована) задача -- выяснить вероятность появления какого-либо сюжета в телепрограмме.

-- А что же тут непонятного? Это очень просто -- мы работаем в рамках протокольного сбора информации. Да, эта задача достаточно специфична, но в ее достижении нет ничего такого, что противоречило бы закону. Бывают, конечно, ситуации, когда разведчику приходится заниматься и не очень чистой работой.
-- Что вы имеете в виду?

-- То, что ему не всегда приходится работать в белых перчатках -- иной раз и руками в корзину для мусора надо залезть, чтобы получить важные и ценные сведения. Такова, повторяю, специфика. И я во имя национальной безопасности своей страны этим бы не побрезговал.

-- Ну, предположим. А что до так называемого информационного освещения визитов представителей органов государственной власти и, соответственно, необходимости докладывать о сроках, программах, переговорах, подписанных документах?

-- Послушайте, нам до сих пор ставят в вину то, что спецслужба не предотвратила выезд за рубеж бывшего премьера Павла Лазаренко, который сумел "отмыть" миллионы и миллионы долларов, как и то, почему не отслеживает зарубежных счетов отдельных украинских граждан, в том числе в оффшорных зонах... Информация должна нарабатываться, анализироваться -- только тогда можно объективно разобраться, кто есть кто, в том числе и в политикуме, и в бизнесовой сфере. Не вижу никаких противоречий. Пусть бы мне г-н Томенко или кто-нибудь другой объяснил: отчего на протяжении ряда лет финансовые потоки в Украину составляют единицу, а из Украины -- пять-шесть? Отчего у нас сахарная промышленность приходит в упадок, а некоторые из кожи вон лезут, чтобы завозить в страну отнюдь не лучшего качества импортный сахар и при этом не платить налог на добавленную стоимость? Я считаю, что государство будет способно достойно, в правовом поле, защитить себя только тогда, когда будет отличать щуку от карася. И пока есть спецслужба, с карасем ее путать не нужно...

-- Хотелось бы конкретики, Сан Саныч!

-- Все, о чем мы с вами говорим, можно найти в хорошем учебном пособии о разведке Павла Судоплатова. Если у вас нет, обязательно найдите, и пусть оно станет настольной книгой. Там речь идет о политической разведке. Во многих странах есть управления ПР.

-- И у нас?!

-- Аналогичные задачи выполняются и у нас.

-- Минуточку. Вы подтверждаете, что в структуре украинской спецслужбы есть подразделение, которое занимается политической разведкой?

-- Будем так говорить: есть сотрудники, которые занимаются изучением политических прогнозов.

-- Это, по сути, то же самое.

-- Назовите как хотите. Но сталкивались ли вы с такими понятиями, как сопровождение политического курса в жизнь, лоббирование позитивного восприятия Украины за рубежом?

-- Приходилось.

-- И разве вы не хотите, чтобы Украина в глазах мирового сообщества выступала как цивилизованное европейское государство? По-моему, если такие усилия предпринимаются в государственных интересах, интересах национальной безопасности, -- это плюс. Потому что иногда жажда политической власти, желание опорочить достигнутое, в чем преуспели некоторые наши деятели, затмевает их разум. И сегодня некоторые персоны в стремлении присвоить себе право быть истиной в последней инстанции превзошли самих себя.

-- Давайте все же вернемся к фрагментам, от которых мы несколько отошли.

-- Я могу еще раз повторить то, что уже говорил: в обнародованных фрагментах нет ничего такого, что противоречило бы закону. А если г-н Томенко хочет войти в историю, подскажите, пусть он предложит Верховной Раде упразднить разведку как таковую.