1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №52 (1696) за 06.03.2004

МИЛЛИАРД ДЛЯ "ДОЗАПРАВКИ" АН-70

Подписание Президентом закона о госпрограмме создания военно-транспортного самолета Ан-70 и его закупки по государственному оборонному заказу означает, что держава всерьез займется финансированием "крылатого грузовика". Возможно, это наконец подхлестнет и россиян, до сих пор "откупавшихся" мизерными ассигнованиями совместного проекта да заверениями о его перспективности, а на деле -- фактически саботировавшими его.

Немного истории. В середине 1980-х Минобороны СССР пришло к выводу, что военно-транспортная авиация, состоящая из самолетов Ан-12, Ан-22 "Антей", Ил-76 и Ан-124 "Руслан", нуждается в дополнении машиной, обеспечивающей мобильную переброску армейских группировок на направления внешних военных угроз. К тому же "грузовики", за исключением "Руслана", морально устарели, а их физический ресурс будет исчерпан к 2005--2007 годам. Опыт войны в Афганистане подсказал, что нужно создать самолет короткого взлета и посадки, способный подниматься и садиться на небольшие площадки, в том числе -- с грунтовым покрытием, и перемещать в "горячие точки" любые типы вооружений, включая тяжелую технику и ракеты. На разработку было потрачено около $3 миллиардов -- сумма, которую сегодня ни Россия, ни тем более Украина, мобилизовать на подобный проект не в состоянии. И тут рухнул Союз... Создание первого летного экземпляра Ан-70 киевский АНТК им. Антонова завершил самостоятельно. По летно-техническим характеристикам машина не имеет аналогов в своем классе: она может взмывать в небо с полосы длиной 600 м, поднимать до 47 т, преодолевать расстояния до 5000 км. В силовой установке применяются газотурбинные двигатели нового типа -- винто-вентиляторные Д-27, разработанные МКБ "Прогресс" и производимые ОАО "Мотор-Сич" (оба предприятия -- запорожские).

Потребности Украины в новом самолете оцениваются в 65 шт., России -- 164 шт., а на мировом рынке, как изначально предполагалось, можно продать до 1000 экземпляров. Чтоб "сказку сделать былью", Украина и РФ в 1993-м заключили межправительственное соглашение, потом еще одно -- в 1999-м. А в 1996 году решили создать Международный консорциум "Средний транспортный самолет" с целью завершения проектирования, испытания, сертификации, производства и реализации на внутреннем и внешних рынках Ан-70 и комплектующих к ним. Интерес к новинке проявили Индия, Китай, ряд стран Юго-Восточной Азии. И, на определенном этапе, -- западноевропейские государства, чьи армии оснащены морально устаревшими военно-транспортниками, преимущественно американскими С-130 "Геркулес" и С-160. Ряд европейских авиастроительных компаний, объединившихся вокруг концерна Airbus Industries, начали проект создания собственного "грузовика" -- Future Large Airkraft (FLA). Но уже на стадии конструкторских разработок стало ясно, что их инженерная мысль отстает от нашей лет на 5 и движется по тому же пути, который уже прошли создатели Ан-70. С подачи тогдашнего канцлера ФРГ Гельмута Коля в политических кругах ЕС родилась идея объединить усилия с украинцами и россиянами. Чтобы изучить возможности Ан-70 для участия в тендере на поставку самолетов ВВС Германии, Франции, Великобритании и Италии, в 1998-м в Украину прибыли специалисты концерна Daimler Benz Aerospace. Они пришли к выводу, что Ан-70 вполне можно адаптировать к требованиям НАТО.

Тендер состоялся в 1999-м, наш самолет, по версии НАТО получивший название Аn-7X, в качестве базовой модели для переоснащения европейских ВВС не утвердили: сказалось давление авиастроителей ЕС на свои правительства. Не были одобрены и варианты американцев, предложивших новую модификацию С-130 J и военно-транспортник С-17 Globemaster. Airbus Industries заявил, что продолжит разработку "еврогрузовика" SAS А-400М. Но для этого надо найти $3--4 млрд, потратить уйму времени и непременно выйти на рынок раньше нас. Как быть? Правильно -- помешать конкуренту. Если предположить, что европейцы провели необходимую "разъяснительную работу" с российскими военными, становится ясным, почему те стали предъявлять к Ан-70 все больше претензий. Несмотря на то, что наши специалисты выполняют их пожелания, российские генералы утверждают, что базовым военно-транспортником армии РФ должен стать модернизированный Ил-76МФ, и лоббируют ускорение его госиспытаний. Вот характерный пример: недавно главком ВВС РФ генерал-полковник Владимир Михайлов заявил, что в 2003-м не удалось устранить основные замечания к надежности и работоспособности двигателей Ан-70: "Есть мнение специалистов, что его довести до ума невозможно". А крупнейшие научно-авиационные центры РФ, среди которых -- Центральный институт авиационного машиностроения, подтверждают надежность и высокие технико-эксплуатационные характеристики двигателя Д-27. Кому верить -- "погонам" или "чертежным доскам"?

Впрочем, возможно, новое правительство РФ не будет, подобно прежнему, кормить Украину обещаниями активизировать работу над проектом. Тем более, когда убедится в серьезности наших подходов. Ведь на упомянутую госпрограмму завершения разработки, испытаний и начала серийного выпуска Ан-70 только на первом этапе будет выделено 1006 млн грн. бюджетных ассигнований. В том числе на производство и закупку украинскими ВВС двух первых серийных машин -- 427 млн грн. Программа рассчитана до 2022 года, но еще не факт, что западноевропейцы нас перегонят, учитывая, что с финансированием их проекта дело обстоит довольно печально.