1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №53 (1697) за 09.03.2004

СЕРГЕЙ КИВАЛОВ: "Я БЫ СДЕЛАЛ ЗДАНИЕ ЦИК ПОЛНОСТЬЮ ИЗ СТЕКЛА . ПУСТЬ ВСЕ ВИДЯТ, КАК МЫ РАБОТАЕМ"

Две недели назад Верховная Рада проголосовала за новый состав Центральной избирательной комиссии (ЦИК). Председателем избрали Сергея Кивалова. За это время он уже успел сложить с себя полномочия народного депутата, руководителя Морской партии и развить бурную деятельность: провел несколько заседаний ЦИК, организовал освящение здания комиссии и заявил о необходимости срочно создать в Украине единый Государственный реестр избирателей. Свое первое интервью в новой должности Сергей Кивалов дал газете "Сегодня".

-- Сергей Васильевич, вы уже освоились на новом месте, представили ли объем работ? Как вы оцениваете "наследство" своего предшественника?

-- Ноша у моего предшественника была не такая уж и легкая. Поэтому никаких оценок деятельности Михаила Рябца я давать не буду. Бывшим аппаратом, безусловно, сделано многое в подготовке и проведении выборов. Но, к сожалению, есть тысячи проблем, которые надо решать нам. Сейчас в ЦИК пришла новая команда. Многие из новых членов комиссии не сталкивались с избирательными процессами, поэтому мы сейчас находимся в стадии впитывания информации. Изучаем законодательство, размышляем над решением проблем, которые были, есть или могут возникнуть в будущем. И, естественно, начинаем готовиться к выборам Президента.

-- После своего назначения вы сразу стали говорить о необходимости создать единый реестр избирателей. Чем плоха старая система учета избирателей?

-- Если мы хотим, чтобы выборы в Украине проходили демократично, прозрачно и законно, реестр создавать просто необходимо. Только при этом условии мы сможем говорить о невозможности фальсификации результатов выборов. Сейчас в списки избирателей один человек может попасть дважды, в них включают умерших или выехавших на другое место жительства. А "законный" избиратель зачастую своей фамилии в списке не находит. А по закону включить человека в списки избирателей в день выборов можно только по решению суда. Мы, кстати, думаем об упрощении этой системы, потому что мало у кого из избирателей хватает терпения обратиться в суд и все-таки проголосовать на выборах. Чаще люди разворачиваются и уходят. И на следующие выборы они, вероятно, уже не придут. Окружным комиссиям нужно предоставить право включать в список случайно "упущенного" избирателя. Но для этого придется вносить изменения в законы о ЦИК и о выборах.

-- Но Госреестр, вероятно, все же не удастся создать до президентских выборов в этом году?

-- На самом деле реестр можно было сделать уже давно. Но кому-то, видимо, этого не хотелось. К президентским выборам, мы, к сожалению, уже не успеем, и нам придется работать по старой системе. Собираемся очень тщательно проверять все списки, контролировать их достоверность. Члены Центризбиркома будут выезжать на места. Но, чтобы получить полную уверенность в том, что данные в списках избирателей достоверны, их нужно фактически собирать заново. А что касается создания реестра, по предварительным подсчетам, для работы над ним необходимо чуть больше 16 миллионов гривень. В бюджете на 2004 год эти деньги не заложены. В августе начинаются бюджетные слушания по бюджету-2005. К этому времени мы внесем предложение о необходимости создания реестра и обоснуем его.

-- Поможет ли "переучет" избирателей предотвратить голосование "мертвых душ"? Вот, например, на Западной Украине десятки, если не сотни тысяч людей уехали на заработки за границу и вряд ли вернуться специально, чтобы проголосовать на выборах...

-- Безусловно, поможет. Сейчас у нас приблизительно 37 миллионов избирателей, а на голосование приходит 27. То есть на выборы не приходит порядка 10 миллионов. Кто-то не хочет, у кого-то не получилось. Но те украинцы, которые находятся за границей, имеют право проголосовать в консульствах и посольствах. Если они придут и предъявят паспорт, им не имеют права отказать.

-- Знаете ли вы технологии фальсификации выборов, которые применяются в Украине? Как вы собираетесь им противостоять?

-- Последние 15 лет я постоянно нахожусь в том или ином избирательном процессе, поэтому всю схему выборов знаю изнутри. Поверьте, придумать какую-то новую технологию фальсификации выборов невозможно. А как противостоять всем старым, я знаю. Отношение к фальсификациям и к фальсификаторам будет очень жесткое. Обещаю мгновенно реагировать на все нарушения. При выявлении фактов фальсификации мы непременно будем требовать возбуждения уголовных дел.

-- Кстати, кто, по вашему мнению, должен принимать решение о формировании избирательных комиссий на местах -- местные или центральные органы власти?

-- Не думаю, что таким вопросом должен заниматься Центризбирком. Люди на местах лучше знают тех, кто имеет возможность поработать в участковой комиссии. Ведь работа это неблагодарная, и далеко не все рвутся в комиссии. Иногда людей приходится просто-напросто упрашивать.

-- Многие наблюдатели в числе проблем с формированием избирательных комиссий называют “торговлю” квотами на участие в них со стороны мелких партий или малоизвестных кандидатов в Президенты. Реально ли эта проблема существует в Украине и, если да, то каким образом ЦИК намерен с ней бороться?

-- ЦИК с этим бороться никак не может. По закону, если представитель той или иной партии является субъектом избирательного процесса, то мы обязаны его допустить к участию в работе комиссии.

-- Как вы собираетесь бороться с проблемой очередей на избирательных участках?

-- Дай Бог, чтобы они были, эти очереди! Чтобы люди сознательно пришли голосовать. Безусловно, местные власти должны позаботиться о том, чтобы помещения избирательных участков были приспособлены для одновременного голосования 10--15 человек. Но я не считаю эту проблему главной на будущих выборах.

-- А какую считаете?

-- Основная проблема -- как сделать, чтобы избиратели пришли на голосование, чтобы не остались безразличными к выборам. Ведь чем активнее граждане будут принимать участие в избирательном процессе, тем меньше возможностей останется для всевозможных фальсификаций.

-- Какие недостатки вы видите в существующей системе выборов Президента?

-- По моему глубокому убеждению, мы сегодня не можем позволить себе роскошь полугодовой предвыборной кампании. Поэтому очень надеюсь, что Верховная Рада сократит ее срок до 120 дней. Четырех месяцев нам с головой хватит! Во-первых, так дешевле для государства. Во-вторых, сокращение срока кампании не даст избирателю устать от кандидатской гонки. А, значит, он с большей вероятностью придет на выборы.

Кроме того, я считаю, что нужно заменить сбор подписей для регистрации кандидатом на денежный залог. Система сбора подписей сама по себе нарушает действующее законодательство, потому что агитация за того или иного кандидата начинается до официального старта избирательной кампании. Когда приходят в дом и рассказывают о достоинствах того или иного кандидата -- это же чистой воды агитация. Сегодня уже есть решение Конституционного суда, что денежный зало не противоречит законодательству Украины. Набрал на выборах определенный процент – вернули деньги, не набрал – средства пошли в государственный бюджет. Как раз, глядишь, накопилось бы на создание реестра избирателей…

-- Как бывший народный депутат, вы, наверное, знакомы со всеми называемыми сегодня кандидатами в президенты. Не боитесь, что выборы могут повлиять на ваши отношения?

-- Для меня все кандидаты в президенты сегодня равны. Кстати, за время работы в ЦИКе я уже успел заметить, что члены комиссии в правовом отношении очень комфортно себя чувствуют. Закон защищает нас со всех сторон. Я лично не позволю ни одной из тех политических сил, которые ко мне, возможно, придут, лоббировать свои интересы. Наблюдать за тем, чтобы выборы были честными, пожалуйста. Вмешиваться -- извините.

-- А к давлению с внешней стороны готовы? По сведениям СМИ, в ночь подсчета голосов на последних парламентских выборах к вашему предшественнику явился лично посол США Карлос Паскуаль и потребовал, чтобы проценты одного из блоков оказались не ниже, чем они были установлены, согласно проведенным экзит-пулам. Если в ночь подсчета голосов на выборах президента к вам придет посол иностранного государства с аналогичным требованием – что вы ему ответите?

-- Я посоветую ему почитать закон о ЦИК и другие законы. Если там есть норма, позволяющая приходить в полночь и требовать чего-то – пожалуйста! Покажите мне ее – и я вам сразу все покажу и расскажу. Мы действуем в соответствии с буквой закона. На самом же деле у нас все будет открыто, мы приложим к этому максимум усилий! Зачем чего-то требовать? Вон иди и смотри данные, которые появятся на экране. Мы будем работать в режиме он-лайн. Данные о голосовании в том или ином округе будут появляться оперативно. Недавно на встрече с делегацией ОБСЕ я сказал, что, будь моя воля, сделал бы это здание полностью из стекла, чтобы видели, как мы работаем и что у нас происходит. Это шутка, но, поверьте, я готов хоть каждый день встречаться с теми, кто интересуется выборами. Во время выборов Президента мы будем открыты настолько, насколько это возможно. И никакого давления я не боюсь.

-- Во время голосования за кандидатуры нового ЦИК вашему коллеге господину Бондику задали вопрос о том, что заставляет его променять свою вполне доходную адвокатскую практику на место госслужащего с вероятно скромным заработком? Насколько нынешние заработки членов ЦИК могут удержать ваших коллег от соблазна коррупции?

-- Нынешняя зарплата членов ЦИК, увы, небольшая. Она недостаточна для того, чтобы они чувствовали себя независимыми. И я считаю, что государство не должно на этом экономить. Чтобы потом не потерять больше. Западные страны уже давно пришли к пониманию, что государственный чиновник служит интересам граждан и он должен быть экономически независимым.