1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №54 (1698) за 10.03.2004

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ МИЛЛИОНЕРОВ

В Украине миллионеры появились сравнительно недавно, зато их количество каждый год практически удваивается. О том, сколько новых богачей мы вырастили за прошлый год в дополнение к прежним 326, станет известно через несколько месяцев, когда налоговики обработают поданные декларации. Вероятно, наберется уже сотен пять. Это только официальных, а подпольных, по разным подсчетам, имеется в 3--4 раза больше. Все наши "скоробагатьки" -- миллионеры в первом поколении, то есть сами сколачивали свое состояние. На Западе таких -- тоже подавляющее большинство. И, оказывается, многие из них ведут "не по средствам" экономный образ жизни.

НУ НЕ ЛЮБЯТ ОНИ ДЕЛИКАТЕСЫ!

Феномен накопления шестизначного капитала всегда был предметом зависти и стремления повторить успех. А в прагматичных Соединенных Штатах он к тому же стал объектом серьезных исследований. Как они становились миллионерами? Чем занимаются? Во что вкладывают деньги? Ответы на эти вопросы два американских доктора наук -- Томас Стэнли и Уильям Данко -- получали в процессе живого общения с богачами. Благо, такая работа еще и хорошо оплачивается компаниями, заинтересованными в целенаправленном маркетинге привычек этой самой платежеспособной части общества. В итоге родилась книга "Твой сосед -- миллионер", которая стала бестселлером и основательно поколебала многие мифы и домыслы.

Миф первый: они тратят на себя уйму денег, демонстрируя собственное благополучие. В рамках программы небольшие группы миллионеров приглашали для бесед в престижные залы, где их от души кормили и платили за участие... по $100--250. Скажете, мизерная приманка для преуспевающих джентльменов? Ничего подобного, пришли как миленькие! Для первого интервью арендовали роскошные апартаменты на крыше небоскреба в престижном районе Нью-Йорка. Наняли двух мастеров-кулинаров, которые составили меню королевских закусок с паштетами четырех видов и тремя видами икры. Естественно, их дополняли самые лучшие вина.

Мистер Бад, владелец супердорогой недвижимости в Нью-Йорке, появился в порядком поношенном костюме и пальто. На предложение отведать редкого коллекционного вина г-н Бад с недоумением ответил: "Я пью только виски и пиво двух сортов -- "Будвайзер" и... бесплатное". По окончании мероприятия, к полному изумлению организаторов, выяснилось, что практически все изысканные угощения остались нетронутыми: высокие гости давились... сухими крекерами для паштетов. Само собой, тонкие яства не пропали даром -- ими потом насладились менеджеры из соседних офисов и сами организаторы банкета. Однако после этого случая миллионерам предлагали более привычную для них пищу -- кофе, пиво и простенькие бутерброды. Иногда "подопытным" предлагали вместо денег взять в качестве вознаграждения большого и более дорогого игрушечного медведя -- для внуков. Но, представьте, ни один не согласился! В другой раз причитающийся гонорар предлагали пожертвовать в благотворительные фонды. Однако типичным ответом было: "Мой любимый объект благотворительности -- это я сам!"

НЕ СПЕШИ ВСТРЕЧАТЬ ПО ОДЕЖКЕ

Как выяснилось, в бумажниках большинства богачей всегда лежат купоны и карточки, позволяющие получать скидки в магазинах, ориентирующихся на средний класс. Половина из них никогда в жизни не платила больше $400 за костюм (в домах моделей костюмы стоят несколько тысяч), $140 -- за ботинки и $235 -- за наручные часы. А самые рачительные (каждый десятый) согласны отдать за весь джентльменский набор, состоящий из костюма, пары обуви и часов, не более $300. Неудивительно, что самыми дорогими костюмами на встречах щеголяли не приглашенные богачи, а их консультанты, живущие на зарплату. Выяснилось, что семеро из десяти миллионеров обязательно несут прохудившуюся обувку в починку, а не покупают новую! Отсюда вывод: состоятельным людям нет нужды показывать свое богатство, кому надо -- и так об этом знают, а выглядеть респектабельно изо всех сил стремятся те, у кого денег нет, но кому очень хочется казаться преуспевающими.

Три четверти "хозяев жизни" отнюдь не стремятся приобретать супернавороченные автомобили, предпочитая модели не дороже $25 тыс. -- это всего на $3,8 тыс. больше стоимости машины среднестатистического американца. Мало того, нередко даже мультимиллионеры довольствуются подержанными авто -- опять же из экономии, для многих из них ставшей манией. Так что рекламные ролики, изображающие толстосумов, скупающих все подряд, -- не более чем маркетинговый прием, призванный заставить обывателя тратить на покупки как можно больше, дабы "соответствовать". Словом, американские "денежные мешки" до анекдотичности прижимисты и непривередливы. И думают они вовсе не о том, как шиковать сегодня, а о том, как без нужды дожить до конца дней. Собирательный портрет миллионера оказался таков: мужчина 57 лет, женат, трое детей. У большинства жены работают, притом нередко -- по настоятельной "просьбе" супруга.

Кстати, и жены у них, как правило, дрожат над каждым центом. Как признался один из респондентов, он буквально не может заставить жену тратить деньги. Думается, любой "новый" украинец отреагировал бы на такую непритязательность словами песни: "мне б такую". Ведь именно их "половинки" составляют основной контингент покупателей предметов роскоши в элитных магазинах. "У наших людей отсутствует психология аристократии, -- делится наблюдениями менеджер одного московского бутика. -- По своей сути это внезапно разбогатевшие нищие, которые бесятся с жиру, совершая огромное число нерациональных покупок". Торговцы прекрасно знают о таких пристрастиях и задирают цены, как только могут. "Наценки могут составлять даже не 100--150%, а все 1000%, так что магазин получает прибыль не от оборота, а буквально от одной вещи", -- говорит продавец. В этой связи вспоминаются звонки читателей, наивно недоумевающих по поводу рентабельности новоявленных киевских дворцов-супермаркетов...

Миф второй: их кредо -- праздность для себя и эксплуатация для других. Ничего подобного. Большинство "новых" миллионеров много и упорно работают, поскольку им приходится делать состояние в отнюдь не самых престижных сферах: уборка помещений, ремонт зданий, дорожные работы, ветеринария, такси и пассажирские перевозки. При этом большинство вкалывает от зари и до зари, иначе "сожрут" конкуренты по бизнесу.

Социолог Джим Коллинз исследовал ряд успешных компаний, опрашивая их собственников и топ-менеджеров (все они стали миллионерами). В частности, их просили назвать черты, которые, как они считают, превалируют в их характере. Большинство использовали эпитеты "дисциплинированный", "настойчивый", "ответственный", "трудолюбивый". Любопытно, что абсолютно теми же характеристиками наградили своих начальников их сотрудники.

К примеру, характерная "акула капитализма" -- 46-летний Мик Дэвис, генеральный директор крупного европейского холдинга. Начинал на заводе автобусов, размечая и сгибая листы металла за 1,3 фунтов стерлингов в час. У него ушло три года, чтобы скопить на первую машину -- старый полуразвалившийся Остин. А переломным моментом в карьере стало назначение в 29 лет на должность директора большой компании, при полном отсутствии необходимого опыта. С чем он блестяще справился. Вероятно, одна из составляющих успеха заключалась в выработанном им самим принципе: "Старайся нанимать на работу таких людей, которые были бы лучше, чем ты сам". Опять-таки напрашивается параллель с "совковыми" традициями: подчиненный должен быть непременно глупее начальника. Но тогда нечего удивляться, что выход -- соответствующий.

ПИРАТЫ И "ПАХАРИ"

Большинство легендарных супербогачей Америки начинали с самых низов. Они были и остаются крайне противоречивыми фигурами: одновременно честными и бесчестными, безграничная щедрость периодически сменяется патологической жадностью, а публичные декларации об уважении к законам не мешают нарушать их или, в крайнем случае, переделывать под себя.

Так, железнодорожный магнат Корнелиус Вандербильт не брезговал применять подкуп, шантаж и откровенный разбой. Нанятые им банды постоянно нападали на дорогу, принадлежавшую конкуренту Джею Гулду. А тот отбивал атаки с помощью артиллерийских орудий. Но и Гулд был не промах: после того как Вандербильту все же удалось скупить на бирже контрольный пакет акций спорной дороги, он выпустил фальшивые акции и таки удержал собственность в своих руках. Сам Гулд называл себя "наиболее ненавидимым американцем конца XIX века". Как говорится, ему виднее.

Знаменитый банкир Джон Пьерпонт Морган, некоронованный король Америки начала ХХ века, имел репутацию жесткого, беспринципного дельца и "пирата" (его дедушка таковым и был). Тем не менее сегодня он считается создателем современной экономики США и крупнейшим благотворителем. В свою очередь Джорджа Сороса, получившего прозвище "моцарта финансов", называют виновником дестабилизации экономик ряда стран Азии и Латинской Америки. А он того и не отрицает, ибо действовал в рамках закона, а мораль здесь вторична. Его мораль торжествовала, когда полученные таким способом миллионы он тратил на поддержку идей демократии.

Многие, вероятно, помнят имя Арманда Хаммера, "самого большого и богатого друга" Советского Союза, совмещавшего в одном лице миллиардера, уголовника и... нищего. Удивлению его близких не было предела, когда после кончины Хаммера выяснилось, что его долги столь велики, что их невозможно возместить, даже продав все наличное имущество.

Самый успешный "буржуин" прошлого года -- Уоррен Баффет -- человек-загадка и обладатель неофициального титула "гений фондовой биржи". За год его состояние выросло на $12,4 млрд и достигло $42,9 млрд, чем он вплотную подобрался к богатейшему человеку планеты Биллу Гейтсу. Баффет как-то приоткрыл секрет своего успеха. Инвестировать, утверждает он, следует в вещи, которые всегда будут популярны: например, люди всегда будут покупать хлеб, молоко и картошку. Баффет ведет крайне скромный образ жизни, сам водит машину, смахивающую на груду металлолома, покупает костюмы в магазинах дешевой одежды и практически не посещает дорогие рестораны.

А человек-успех Билл Гейтс дал обещание передать почти все свое состояние на благотворительность. Недавно он сделал заявление, что оставит троим детям всего $10 млн из $46,6 млрд, мотивируя такой поступок тем, что лишние деньги только развращают, и молодые люди должны иметь на старте равные условия.

Наконец, самый, пожалуй, наглядный пример реальности быстрого и честного обогащения -- Джоан Роулинг, автор знаменитой серии книг о Гарри Поттере. Не так давно она сидела на пособии по безработице, а сегодня -- миллиардерша.

ИХ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ

Известнейший в свое время богач Говард Хьюз откровенно хвастался, что за свою жизнь не заплатил ни цента налогов. Нынче такой стиль не в моде. В прошлом году, когда Джордж Буш готовил помпезную программу снижения налогов, более 300 известных американских миллионеров, состоящих в неформальной организации "Богатые с чувством ответственности", прислали ему письмо, где выразили несогласие с намерением президента ликвидировать до 2009 г. налог на наследство. Они считают такой шаг недопустимым, ибо он приведет к созданию вечной богатейшей аристократии и никак не поможет тем, кому приходится с трудом сводить концы с концами. Дескать, ликвидация этого налога может привести к тому, что богачи перестанут завещать целые состояния на благотворительные цели.

Но "точечная" благотворительность не способствует сокращению числа бедняков. Сегодня почти половина населения Земли (около 2,8 млрд человек) вынуждена жить менее чем на 2 доллара в день -- это черта бедности, определенная по методике ООН. А как обстоят дела с пополнением всемирного клуба миллионеров? Оказывается, несмотря на недавний спад в мировой экономике, ряды мирового буржуинства продолжают расти, хотя и более медленными темпами. Недавно журнал Forbes опубликовал ежегодный список самых богатых людей планеты. По итогам 2003 г. миллионеров и миллиардеров насчитывается уже 7,3 млн, а их совокупный капитал достиг $27,2 триллиона. Из них число обладателей девятизначных капиталов выросло до рекордного значения за всю историю -- 587 человек. Они ворочают деньжищами, превышающими половину доходов человечества!

Больше всего толстосумов благоденствует ныне в Европе -- 2,6 млн, на втором месте Северная Америка -- 2,2 млн, в Азиатско-Тихоокеанском регионе -- 1,8 млн, в Латинской Америке и на Ближнем Востоке -- по 300 тысяч, в Африке -- 100 тысяч. Если же пересчитать соотношение оных к численности населения, то США традиционно уступают Швейцарии, Гонконгу и Сингапуру. Заметим, что больше всего преуспевающих людей не в тех странах, где природа щедра, а недра полны полезными ископаемыми, а в тех, где люди из поколения в поколение ковали собственное благосостояние. Пожалуй, то и другое вполне применимо и к нашему народу, не так ли?