1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №56 (1700) за 12.03.2004

КАРТИНЫ ИЗ... ОТХОДОВ

Говорят, творческий процесс, как и рождение ребенка, не должны наблюдать посторонние глаза. Отправляясь в гости к киевлянке Тамиле Зеленской, создающей необычные картины, суеверное предостережение проигнорировала. О чем пожалела: когда женщина принялась за очередное "полотно", я вдруг расчихалась и чуть не заплакала. Похожее состояние "нахлынуло" и на фотокора. Правда, не от умиления искусством, а из-за... тополиного пуха, который использует мастерица.

"Слезоточивое" сырье хранится в коробке из-под конфет -- в полиэтилене желтеет. Тамила Максимовна набирает скальпелем комочек пуха и растирает его по "плюшевому" картону. Замечательный снежный сугроб получился! На стене -- с десяток зимних пейзажей и... портрет Нефертити.

-- Раньше бархатистая бумага у каждого школьника была, сейчас же ее трудно достать -- у нас не производят, -- сетует собеседница. -- А пух только к ней липнет без клея.

Интересуюсь видавшим виды хирургическим ножом -- не больных ли им оперировали? Оказывается, подопытных кроликов. Скальпель -- давно списанный инструмент в одной из лабораторий института физиологии имени Богомольца АН Украины, где три десятка лет работала Зеленская. Там и кандидатскую диссертацию защитила, и докторскую написала, но до ее представления дело не дошло.

-- В перестройку заговорили, что старшее поколение должно уступать дорогу молодым, -- вспоминает Тамила Максимовна. -- Приняла это на свой счет, ведь собиралась на пенсию. Решила, что надо начинать новую жизнь, чтобы быть востребованной -- пошла работать физиотерапевтом в районную поликлинику на Березняках.

Появившееся свободное время (раньше была занята конференциями, подготовками докладов, написанием книг и научных работ) женщина "расходовала" на посещение музеев, театров. Однажды зашла в Дом Профсоюзов на выставку Валентины Чаус -- картины из засушенных цветов и соломки притягивали, как магнитом: смотреть экспозицию Тамила Максимовна ходила целую неделю. А вскоре и сама отправилась на курсы флористики.

Первая работа -- из лепестков физалиса (оранжевые колокольчики, которые к зиме высыхают и темнеют): теряющаяся вдали заснеженная дорога. Но, уточняет женщина, тропа не обрывается, а "уходит" за поворот -- есть надежда, что там ждет удача.

Сначала на создание картин шло все, вплоть до "рубашек" из кукурузных початков и ненавистного всем тополиного пуха, но только растительного происхождения (что и подразумевает понятие "флористика"). Позже, когда научилась крепить к картону или ткани крошечные зернышки, зонтики одуванчиков, корешки, начала фантазировать, используя "инородные" предметы.

Рассматриваем висящие на стенах работы: их -- около 80. Пытаюсь отгадывать, из чего сделана та или иная картина. Мне невдомек, что, например, в объемные перламутровые вазочки превращены покрашенные лаком для ногтей кожа из... куриной лапы и... воздушный пузырь щуки. Почти на каждом "полотне" удивляет присутствие того, что мы обычно выбрасываем. Особенно много рыбьих отходов: из костей, плавников, чешуи толстолобика и карася, проваренных и вымоченных в соленой воде и пропитанных клеем, получаются утонченные цветы. А миниатюрная веточка винограда создана из... глазных хрусталиков плотвы и обрамлена листьями из перьев попугая.

Последняя работа Тамилы Максимовны -- керамическая (как мне показалось) тарелка с объемной розой посредине. Опять не угадала! Блюдце -- из картона, облитое клеем и присыпанное проваренной и молотой яичной скорлупой, а цветок -- апельсиновые корки, пропитанные ПВА и высушенные на батарее. Подцвечено изделие лаком для ногтей.

Все творения, несмотря на то что сделаны, по сути, из мусора, очень изящны.

-- В работах -- часть моей жизни, -- подытожила Зеленская.