1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №56 (1700) за 12.03.2004

КАК ВЫЛЕЧИТЬ "ДЫРЯВУЮ" ПАМЯТЬ,

Во время беседы с основателем и руководителем Украинской школы эйдетики "Мнемозина" Евгением Антощуком наш фотокор посетовал: "А у меня голова "дырявая"! Ни номера телефонов, ни фамилии новых знакомых в памяти не держатся". Евгений Всеволодович тут же пошутил: "Если снимаете носки, предварительно стащив ботинки, с вашей памятью все в порядке". И подарил "дырявчику" одну из своих книг.

Для тех, кто не знает, что кроется за загадочным словом "эйдетика", объясняем -- это игровая методика запоминания информации, в основе которой присущее каждому человеку умение фантазировать и представлять.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЖАЛУЮТСЯ НА НИКУДЫШНУЮ ПАМЯТЬ?

Зарубежные специалисты еще в конце прошлого века установили, что всю информацию люди сначала представляют, а только потом воспроизводят. Этот феномен назвали "эйдетизмом", то бишь -- образность, представление. В лаборатории резервных возможностей человека Всесоюзного института физкультуры в прошлом профессиональный спортсмен Игорь Матюгин начал разрабатывать методику под названием "эйдетика" поначалу как метод ярких представлений, которые помогают спортсменам освоить свою специализацию быстрее, чем все остальные. С тех пор появился целый раздел прикладной психологии, который занимается проблемами памяти.

Мой собеседник, Евгений Антощук, всю жизнь был очень далек от психологии вообще и от эйдетики в частности. Закончив техникум электроники, а позже КПИ, он много лет трудился на заводе "Арсенал". Но однажды все бросил и уехал учиться в Москву, к Матюгину. По возвращении в Киев собрал первую группу из детей, соседей и друзей. И вот уже более десяти лет ничем другим не занимается. Чтобы привлечь внимание к эйдетике, читал бесплатные лекции по всей Украине. И пусть даже в сельском клубе собирались семь учителей и несколько детей -- он никогда не отменял занятий.

Когда к Евгению Антощуку родители приводят ребенка с жалобами на плохую память, он обычно предлагает пересказать предложенный текст. Зачастую ребенок действительно ничего не помнит. Тогда учитель идет другим путем. Какой вчера фильм смотрел? Помнит. Когда начался? Отвечает с точностью до минут. А о чем картина? Рассказывает в мельчайших деталях.

-- Если человек не умеет вязать, он же не говорит, что у него никудышные руки, -- улыбается Евгений Всеволодович. -- Так почему люди жалуются на никудышную память? Не кажется ли странным, что старушка, которая забыла, что делала вчера, запросто перескажет вам все серии любимого сериала? Все объясняется просто: человек запоминает лишь то, что он ярко представляет в своем воображении. Со школьной скамьи каждому из нас дают уйму всевозможных знаний, но не учат главному -- легко воспринимать и воссоздавать информацию, то есть легко припоминать. Именно этим и занимается эйдетика. В школе учителя не перестают повторять: учись! А ребенок не понимает, почему до семи лет он не напрягаясь запоминал столько, что представить страшно, а теперь... Все дело в том, что ему было интересно играючи познавать новое.

ЗАПОМНИТЬ СЛОВО "ВИНЕГРЕТ" ПОМОЖЕТ ВИНО

По убеждению Евгения Антощука, ныне большинство первоклашек психологически не готовы к школе. Учитель обрушит на ребенка гигантский объем знаний, но, к сожалению, не научит, как их воспринять. Первая же неудача может надолго отбить у малыша охоту учиться.

-- Евгений Всеволодович, многие школы заинтересовались вашими разработками?

-- Честно говоря, единицы. В столице эйдетика преподается факультативно в 138-й школе и гимназии "Киево-Могилянский коллегиум". В последней эту методику воплощают в жизнь уже шесть лет.

Система просвещения у нас до сих пор жутко консервативна. С одной стороны, это хорошо. Ведь страшно представить, что бы было, если бы ее шатало из стороны в сторону. С другой стороны, часто приходится слышать от учителей, что зарплата у них маленькая, потому "лезть из кожи вон" перед учениками они не спешат. Преподают только то, что положено по программе. Да и как подают материал! Скучно, однообразно, следовательно -- неинтересно. Я же предлагаю сначала обучить ребенка переживать свои впечатления, потом научиться их пересказывать. Самое главное, чтобы учитель начинал урок словами: "Представьте себе..." И тогда дети сами "заведутся". А зубрить ни в коем случае нельзя! Тратится много времени попусту, знания мгновенно забываются. Возьмем, например, слово "винегрет". Дети его вызубрят, но потом все равно делают по три ошибки. А вот если придумать удобную ассоциацию -- вино пьют негры, то слово запомнится без проблем. Так же усваивается и английский. Скажем, чтобы навсегда удержать в памяти слово "spoon" (ложка), нужно представить, как какой-то любитель поспать -- спун -- удобно разместился в огромной ложке.

Я часто рассылаю свои наработки по школам. Приходят отклики. Вот недавно звонила начальник управления образования одного из районов Харьковской области. Говорит, что у них преподаватель биологии завоевала титул "Учитель года" именно благодаря эйдетике.

-- Изменились ли дети за последние десять лет?

-- Приходится признать, что не в лучшую сторону. Есть такие ребята, которые не понимают значения, казалось бы, простых слов. Вот говорю, к примеру, "извозчик". И приходится затем объяснять, что это такое. Иногда даже старшеклассникам.

-- В каком возрасте лучше приходить к вам на занятия?

-- В любом! В Ивано-Франковске живет 62-летняя женщина, которая училась у меня, сама стала инструктором, теперь помогает осваивать эйдетику другим людям. В Луганской области вместе с внучкой-второклассницей посещала тренинги ее 80-летняя бабушка. И она оказалось самой способной в группе! К слову, одно из условий эффективности моих занятий: дети должны приходить обязательно с родителями. С 1990 года этот курс прошли уже тысячи людей. Результаты просто впечатляющие!

-- О чем мечтаете сейчас?

-- Хотелось, чтобы эйдетика приобрела официальный статус. Вышли уже три моих книги. Знаю, что людям они так нравятся, что их даже на ксероксе размножают. Выпущен CD-диск с компьютерными играми для развития памяти. Недавно получил авторские права на эту разработку. По правде говоря, большинство чиновников от образования знакомы с моей методикой. Обидно только, что это их толком не заинтересовало. Надеюсь, что это только пока...