1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №58 (1702) за 15.03.2004

БУТЫЛКА ПОЯВИЛАСЬ, КАК ТОЛЬКО ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ВЫДУВАТЬ СТЕКЛО

Когда появилось стекло -- с точностью не сможет ответить ни один историк. Уже первобытный человек изготовлял из обсидиана -- темно-серого вулканического стекла -- украшения и стоматологические инструменты. А древние кельты и скифы украшали им одежду, доспехи и оружие. Появление искусственного стекла обычно связывают с развитием гончарства. При обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, в результате чего на поверхности изделия образовалась стекловидная пленка-глазурь.

БОГИ С ГЛАЗАМИ ИЗ СТЕКЛА

Первыми, кто научился плавить стекло из глины, были египтяне. Мастера изловчились придавать плавленому стеклу желаемый цвет. Для этого в расплавленную стеклянную массу добавляли необходимые красители: костную муку, сажу, медную патину, оловянную крошку и т.п. Во II тыс. до н. э. в Египте стекло варили в глиняных горшочках -- тиглях. Достигнуть высоких температур, необходимых для хорошего провара и осветления бесцветного, прозрачного стекла, им не удавалось. Поэтому стекло на кострах варилось в два приема. Сначала получали спек материалов, затем, после охлаждения и раздробления спекшейся массы, отбирали остеклованные частицы, вновь их нагревали до провара и получения вязкой пластичной стекломассы, из которой раскатывали и лепили изделия. Египетские стеклоделы прославились на весь мир как лучшие производители бижутерии. Их изделия ценились на уровне украшений из драгоценных камней. Наряды египетских фараонов были украшены, по большей части, цветным стеклом, оправленным в золото. А древние вавилоняне пошли дальше -- глаза статуй их богов так же делались из стекла и были поразительно похожи на настоящие. Так появился первый стеклянный декор.

Кстати, стеклянный амулет с глазом в центре до сих пор считается на Ближнем Востоке первейшим средством от сглаза и козней зловредных джинов. В современных Дамаске и Багдаде их можно приобрести на каждом шагу. А вот выпускать прозрачное стекло научились уже сирийцы. Это стало возможным благодаря изобретению выдувной трубки в I веке до н.э. Именно сирийцы освоили производство разноцветной художественной посуды, которой научились придавать желаемый вид, вдувая горячее стекло в специальные формы. Они же первыми додумались, как придать стеклу витую форму -- просто намотать раскаленную нить цветного стекла на металлический прут и получишь прекрасное, затейливое украшение. А если в структуру стекла одного цвета добавить стекло другого -- от покупателей отбоя не будет. Подобная технология существует и сейчас, называется она "фьюзинг".

В художественное стеклоделие внесли свою лепту римляне и греки. Римские мастера изобрели полихромный стиль, позволяющий в одном изделии использовать стекло двух тонов. Знаменитые римские камеи сделаны именно по такому принципу: на темном фоне человеческий портрет из более светлого стекла. Римляне первыми догадались совместить стекло с золотом. Только не стекло оправлялось в метал, а наоборот! Так возникла первая инкрустация по стеклу. Инкрустированные вещи пользовались громадным спросом при дворах всех европейских монархов во все времена. А на многочисленных салонах и выставках эта ювелирная техника пользуются успехом и в наше время. Имеются данные, что римляне уже умели делать бесцветное стекло. При раскопках Помпеи найдено оконное стекло, изготовленное способом отливки.

МУХА В СТАКАНЕ

Роспись по стеклу так же оставила в истории заметный след. Чего стоит только трагикомичная история о наследнике российского престола Петре III, которого пытались отучить пить с помощью специально изготовленной рюмки. Мастер поместил между двумя слоями стекла филигранное изображение мухи, незаметное для невооруженного глаза. Но как только рюмку наполняли, в жидкости возникала голограмма насекомого.

А вот "голос" у стекла появился сравнительно недавно -- в XV веке. Венецианские мастера впервые получили стекло, способное производить звон, неотличимый от хрустального. Они очень гордились этим целые двести лет, пока в XVII веке чешские стеклоделы не произвели посуду с более тонкими стенками, которая, естественно "пела" гораздо звонче. Но и им не долго пришлось праздновать победу -- чопорные англичане вскоре открыли секрет особой огранки посуды, позволявшей стеклу не только "петь", но и сверкать при малейшем сполохе света так же ярко, как чистейшему хрусталю.

С тех пор у стеклоделов Европы появилась традиция не тратить деньги на зазывал в свои магазины. Художественное стекло само привлекало покупателей своим блеском, игрой цветов, мелодичным позвякиванием. Естественно, что такой многофункциональный материал не мог не привлечь внимание церкви. Церковные власти скоро поставили стеклянные произведения искусства на службу интересам веры. В крупнейших католических храмах Европы появились разноцветные витражи -- орнаменты из цветного стекла, скрепленные свинцом, изображающие сцены из Святого Писания. Изображения святых и мучеников, подсвеченные солнечным светом, вызывали в верующих чувство глубокого раскаяния. А разноцветные лучи создавали в храмах обстановку таинственности.

Православная церковь отдавала предпочтение мозаикам из смальты -- непрозрачного цветного стекла. Смальта, тепло сверкающая в свете свечей, заставляла прихожан расслабиться, сосредоточиться на молитве. Чтобы создать эту красоту, мастерам приходилось с невообразимой скоростью вминать кусочки стекла в мокрую штукатурку, строго следя за тем, чтобы не нарушилась гамма цветов и многочисленных оттенков. Зато теперь потомки могут восхищаться знаменитыми мозаиками Софии Киевской и Михайловского Златоверхого собора.

Настоящий расцвет производства художественного стекла в России произошел при Михаиле Ломоносове. Этот гигант российской науки открыл в Усть-Радице предприятие по производству цветных стекол, где в громадном количестве производилось смальта, бисер, и другое художественное стекло. Устьрадицким бисером расшивались праздничные наряды российского духовенства, хранимые сегодня в экспозициях музеев.

Сам Ломоносов охотно занимался мозаикой -- его панно "Полтавская баталия", преподнесенное в подарок Российскому двору, насчитывало, по некоторым данным, до 200(!) цветов и оттенков мозаичного стекла. К сожалению, этот шедевр стеклянного декора не сохранился: во время блокады Ленинграда он был утерян.

Современные стеклоделы значительно расширили ассортимент художественного стекла. Новые технологии производства позволяют шире использовать возможности этого замечательного, многофункционального материала. Сегодня каждый желающий может установить в офисе или собственном доме окна, изготовленные методом псевдовитража, когда на простое стекло накладывается цветная пленка. С расстояния нескольких метров такие стекла просто неотличимы от настоящих витражей!

ГЛАВНОЕ -- ГОРЛО И ЕМКОСТЬ

Среди предков "емкости с узким горлом для жидкости" -- как обычно определяется бутылка, были и благородные амфоры, и простолюдины -- деревянные жбаны. Едва лишь люди научились выдувать стекло, одним из первых изделий стеклодувов стала, естественно, бутылка.

По археологическим данным, первые бутылки начали производить в VI столетии в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Естественно, прошло немало времени, прежде чем бутылки стали более-менее похожими на нынешние. Они, как и люди, прошли свои стадии развития. Какие-то отдельные их элементы, например ушки на горлышке для ношения на ремешке, исчезали, некоторые появлялись. Неизменными оставались самые главные их атрибуты -- горло и сама емкость. Совершенствовалось художественное оформление и само качество стекла. В средние века особо известным стало стекло итальянское. Изделия из него, в том числе бутылки производства мастеров Венеции, были известны не только в Европе. Следует заметить, что эти изделия были настоящими произведениями искусства и стоили очень дорого.

В России заводское производство стекла и стеклянной посуды из него было налажено только в 1635 году. Лишь более чем через полтора века изготовление стекла и изделий из него достигло достаточного для страны уровня. В 1800 году особым указом Сената ввоз из-за границы "...зеркал и всяческого хрусталя" был даже запрещен. Про бутылки, правда, в указе не было сказано ничего. Впрочем, по всей видимости, везти их из далеких стран необходимости уже просто не было. Естественная убыль и производственные потребности компенсировались за счет бутылок, производимыми отечественными заводами и завезенными ранее.

МЕРЗАВЧИК, ПАПА И СИРОТКА

До Октябрьской революции стандартов у бутылок не было. Были меры емкостей -- мерная и торговая. Мерная являлась винной, и вмещала шестнадцатую часть ведра. Торговая -- двенадцатую. Сам вид бутылки не имел стандартов, и они были достаточно разнообразными. Но о нынешнем разнообразии тогда можно было лишь мечтать. Впрочем, об этом несколько позже.

В советское время стандарт и массовое производство сделали бутылки по-своему безликими. Различия касались лишь наклеек, цвета стекла, способа укупорки и, естественно, вместимости. Самую большую из них, литровку, появившуюся практически "под занавес" советской поры, в народе окрестили "Сабонисом". 750-граммовая стала "папой", поллитровка так и осталась "пол-литрой", или "мамой". 250-граммовая имела массу прозвищ, из которых наибольшей известностью пользовались "маленькая", "чекушка", "мерзавчик" и сентиментальная "сиротка".

Неудивительно, что отдельные красивые бутылочные "особи", попадавшие в СССР из-за границы, использовались нашими гражданами особо. То есть как в лучшие для бутылок времена -- в качестве графинов под наливки и домашнюю водку. Производство же безликого стандарта продолжалось до сравнительно недавнего времени, когда произошел настоящий "бутылочный бум".

СПРОС НА СТЕКЛОТАРУ РАСТЕТ

Со старых времен на стеклозаводах занимались производством художественного стекла, бутылок и прочих изделий. Причем хрусталь преобладал. "Хрустальщики" считались мастерами, "бутылочники" -- жалкими ремесленниками. Ныне ситуация кардинально изменилась. Стекольные заводы, не производившие стеклотару, срочно "переквалифицировались". Что же произошло? Ответ довольно прост. Спрос на стекольную тару, стремительно упавший в годы промышленного спада, сейчас вновь стал хоть и не стремительно, но стабильно расти. На сегодняшнее время бутылки -- самый массовый вид стеклотарной продукции. Они весьма разнообразны по назначению, емкости, цвету и форме. Кстати, их форма издавна непосредственно зависит от назначения, поскольку определенные формы способствуют лучшему сбережению того или иного продукта.

Интересно то, что у нас, в отличие от иных стран, даже весьма развитых, стала преобладать стеклотара нестандартная, с высоким уровнем художественного исполнения. Каждая марка стремилась стать настоящим эксклюзивом и стремилась подчеркнуть эту исключительность стеклотарой. Сегодня такого разнообразия тары, как в Украине, -- нет нигде. А судя по тому, какое количество оригинальной и действительно высокохудожественной, а то и просто уникальной стеклянной тары появилось по всей Украине в последнее время, -- не только эти заводы наладили ее выпуск "под заказ". Не последняя причина этой "гонки эксклюзивов" -- желание оградить свою продукцию от подделки. Вот и валяются красивые бутылки там и сям, игнорируемые бомжами. Они свое отработали, а цена их оплачена покупателем.

Стекольная промышленность сегодня в инвестиционном плане весьма привлекательна. О ее перспективности убедительнее всего говорит повышенное внимание к ней как в странах Европы, так и Америки. Там практичные жители уже научились собирать битое стекло для вторичной переработки, сберегая природу своих стран и обеспечивая сырьем отечественную стеклотарную промышленность. Это позволяет уменьшить цену стеклотары, кроме того -- экономить при ее производстве до 30% энергоносителей. Чем же мы хуже? Тем более, что производство стекла и стеклотары в Украине, после множества преобразований в области технологий выходит на новый, качественно более высокий уровень, чему в полной мере способствует постоянный рост ее пищевой промышленности.