1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №59 (1703) за 16.03.2004

"ЕСЛИ БЫ КТО-ТО ИЗ ЗРИТЕЛЕЙ СКАЗАЛ, ЧТО КУПИЛ БИЛЕТ, "БРАВО" ПОСАДИЛИ БЫ"

Группа "Браво" в этом году отмечает свое двадцатилетие. Здесь начинали карьеру Гарик Сукачев, Жанна Агузарова, Валерий Сюткин, Евгений Осин. Солисты менялись, но неизменным руководителем оставался основатель и законодатель стиля "Браво" Евгений Хавтан. Несколько лет назад он решил выйти из "тени" и сам запел.

"ИЗ ИНСТИТУТА МЕНЯ ВЫГОНЯЛИ ТРИ РАЗА -- ИЗ-ЗА МУЗЫКИ"

-- Как вы собираетесь отмечать значительную дату в истории группы?$

-- Планируется выпуск альбома лучших песен "Браво". Их исполнят вокалисты известных и недавно появившихся групп под аккомпанемент нашей группы. В данный момент список участников уточняется. Возможно, в проекте поучаствуют Илья Лагутенко, музыканты группы "Пятница", "Биллис Бенд", Дмитрий Спирин из "Тараканов". Планируются гастрольные туры по России и Украине с участием бывших вокалистов "Браво".

--Вы с ними по-прежнему дружите?

-- В тот момент когда мы расставались, отношения были напряженными, но по прошествии какого-то времени все изменилось. Видимся мы достаточно редко, на каких-то концертах. Вот недавно летели вместе с Валерой Сюткиным из Киева. Он уболтал меня так, что я забыл все, что было куплено в DUTI FREE, в том же самолете.

-- А с Жанной?

-- С ней мы периодически общаемся по телефону. Но это уже, конечно, не та большая творческая дружба, которая была прежде.

-- Вы сами, по-моему, неплохо справляетесь с ролью солиста. Почему вы запели только недавно?

-- Чтобы начать сольную карьеру, нужно дойти до того состояния, когда есть уверенность, что ты можешь сделать это хорошо. Сейчас я "созрел": готов петь песни и отвечать за те слова, которые пою. Раньше у меня не было ни опыта, ни уверенности. Сейчас я решился записать отдельно от "Браво" собственный сольный альбом. Мы выпустили два экспериментальных альбома "Хиты про любовь" и "Евгеника". Большинству поклонников это не очень понравилось, поэтому я решил ставить эксперименты отдельно от группы, дабы не травмировать поклонников и музыкантов своего ансамбля. В мой альбом вошли песни, которые не вписываются в концепцию группы "Браво", они имеют более электронное звучание. Мне всегда было интересно экспериментировать.

-- Это были песни, которые вы писали "в стол" ?

-- Совершенно разные. Все началось с песни "36 и 6", которая была написана еще для Жанны Агузаровой. Потом ее пробовали спеть разные вокалисты "Браво", но не сложилось.

-- Многие рок-музыканты с презрением относятся к популярной музыке?

-- Для меня не важно, как это называется: поп, рок, панк или электронная музыка -- стилистическое разделение не столь важно. Имеет значение только качество. Тем более в последние годы нет никаких четких определений, все настолько эклектично, в том числе и музыка. Рок сейчас уживается с рэпом, электронная музыка -- с джазом… Если музыка хорошая, то я отношусь к ней, как к музыке с большой буквы.

-- Для вас юбилей -- это подведение определенной черты?

-- Никакой ностальгии я не испытываю. Для меня не характерна фраза: "Клево было 10 лет назад. Мы т-а-а-кие были, все было т-а-а-к здорово!" Это все не для меня, потому что мне нравится сегодняшнее время и все изменения, которые происходят. Что-то стало лучше, что-то -- хуже. Я не собираюсь подводить какие-то итоги, писать мемуары, ставить какие-то точки. Это удел людей, которые уже все сделали, а мне хочется еще что-то сказать, что-то сделать, записать.

-- Сколько вы песен написали за всю свою жизнь?

-- Песен 100, наверное.

-- Все они предназначались только для вас и группы "Браво"?

-- Я не пишу на заказ (хотя мне очень часто предлагают) -- был неудачный опыт. Я понял, что песня как ребенок. Я ведь пишу только музыку. Поэтому очень важно, какие стихи к ней подберут, какую сделают аранжировку, кто ее будет исполнять, и как эту песню будут подавать.

-- Вы сказали, что какой-то негативный опыт в этом был?

-- Лет 10 назад я отдал одному известному артисту песню. Когда мы начали ее делать, я понял, что итог нашего сотрудничества меня не радует. Чтобы не стыдно было ставить под песней свою фамилию, мне необходимо полностью влезать во внутренний мир этого человека, приглашать музыкантов, искать поэта, заниматься аранжировкой… Для этого очень многое надо будет изменить и в себе, и в этом человеке, а это невозможно! Поэтому взаимно решили отказаться от этого!

-- Жанна Агузарова тоже непростой исполнитель. Я как-то плохо себе представляю, как вы "влезали в ее шкуру". Она настолько непредсказуема и загадочна! Как вам с ней удавалось работать?

-- Делать песни с Жанной было огромным удовольствием, достаточно было только напеть мелодию -- через короткое время она приносила готовые стихи. И потом я был моложе, у меня была крепче нервная система. Шутка.

-- Иногда мне почему-то кажется, что Жанна не настолько неадекватна, как она себя преподносит, она -- просто хорошая актриса.

-- Она отличная актриса! Великолепная певица! Мне вообще трудно обсуждать Жанну Агузарову, потому что для меня она -- лучшая!

-- Когда-то читала, что Жанна Агузарова сидела в тюрьме?

-- Вы знаете, я не люблю комментировать факты чужой личной жизни. Логичнее спросить об этом у самой Жанны. Много лет назад, в 83-м году мы все чуть не сели в тюрьму. Это было идеологически жесткое время, и любой отличавшийся от стереотипа советского человека -- т.е. не ходил на работу, пел незалитованые в отделе культуры или ЦК ВЛКСМ песни -- имел шанс загреметь в тюрьму. Периодически у нас у всех возникали проблемы -- меня, например, вышибли из института.

-- И для ваших родителей было шоком, то, что произошло?

-- Для моих близких все это время вообще было большим шоком. Но я для себя сделал вывод, что нельзя во всем слушать родителей. Если бы я поступал так, как они хотели, то был бы каким-нибудь заштатным инженером, ненавидящим свою профессию. Ходил бы на работу, как миллионы трудящихся, и проклинал тот день, когда поступил в институт. В то же время, я считаю, что если ты не согласен с наставлениями родителей, то должен доказать свое право на свободу выбора.

-- Вы доказали свою правоту отчислением из института?

-- Меня выгоняли оттуда три раза -- и все время из-за музыки. Первый раз -- из-за концерта (третьего или четвертого в истории "Браво"). По большой ошибке мы решили его провести на репетиционной базе, где работал наш барабанщик Павел Кузин. Как оказалось, мы уже тогда попали в поле зрения органов: за нами следили.

-- Чем вы могли заинтересовать столь серьезную организацию?

-- Сейчас многим трудно понять, но тогда было идеологически жесткое время, у власти стоял Черненко. Нужно было на каждое слово, которое ты поешь, ставить печать. Мы, естественно, по раздолбайству этого не делали, тексты наших песен не были залитованы. Плюс ко всему нам инкриминировали, что мы такая фашистская группа -- выступаем в пиджаках, белых рубашках, черных галстуках (так нам потом рассказывали ребята из опер-группы, которые нас арестовывали). Я уже догадывался, что за нами следят. Многие мои знакомые, в том числе Артемий Троицкий, предупреждали, что этот концерт нужно отменить, но мы не послушались. Милиционеры во время концерта оцепили Дворец культуры и взломали двери в зал. Концерт был прерван, нас затолкали в гримерную комнату, а зрителей -- в подогнанные к зданию автобусы и увезли в отделение. На допросах интересовались, кто изготовил билеты, кто организовывал концерт. Зрителей также допросили, но, слава Богу, нас никто не выдал. Этим делом занималось два следователя с Петровки, 38. Один из них занимался идеологической частью допросов. Его интересовала песня "Желтые ботинки", в которой были слова "Я мимо проезжаю в "Чайке"… Они усмотрели злой умысел в том, что мы упоминаем правительственную машину. Второй следователь "раскручивал" нас по 208-й статье -- "частное предпринимательство", которое в те годы выходило за рамки закона. Леша Романов из группы "Воскресенье" в то время сидел в тюрьме по этой статье. Следствие длилось около года. К счастью, наши поклонники оказались солидарны: никто не признался в том, что мы торговали билетами. В противном случае нам "светило" от 3-х до 5-ти лет. Тем не менее мне в институт прислали бумагу, с просьбой дать характеристику. Оказалось, что студент Хавтан, не ходит на занятия, имеет задолженности. Чтобы избавиться от лишних неприятностей, меня вышибли из института. Хотя в оправдание всех пропусков у меня были справки (у меня был знакомый главврач в спортполиклинике), я был тот еще, "непростой" товарищ. Любопытно, что в один прекрасный день справки каким-то образом исчезли.

-- Но потом вас восстановили?

-- Мой тесть, большая строительная "шишка", по большому блату устроил меня работать на стройкомбинат. Он ведь хотел видеть нормального мужа для своей дочери! Через год я восстановился в институте. Но проучился там только год. "Браво" пригласили выступить на дне рождения бас-гитариста группы "Звуки Му" Саши Липницкого. Туда собирались все сливки московского и питерского рок-н-ролла: Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Африка (Сергей Бугаев -- главный герой кинофильма "АССА"), Артемий Троицкий. "Браво" пригласили в основном из-за того, что у нас была аппаратура для проведения концерта. Жанна тогда была в Сибири. Как только мы выехали в направлении дачи именинника на Рублево-Успенское шоссе, нас встретили КГБшники, играющие в баскетбол в длинных трусах. Среди них я заметил специалиста по "идеологии", с которым я "беседовал" на Петровке. Он предупредил: "Если вы выступите, то тебя опять вышибут из института". Я его заверил, что мы играть не будем. Но на даче, когда все выпили, нам стало "по барабану", и мы ударили по струнам. Я видел, как за забором дачи щелкают камеры, у нас "зафонили" микрофоны, -- значит, приехали "органы". В первых рядах возмущающихся нашим концертом оказался Никита Михалков -- сосед по даче. Он поднял самый большой шум -- мол, почему здесь ночью кто-то играет? На следующий день меня вызвали в бюро ВЛКСМ института и в качестве обвинения предъявили аудиофрагмент записи нашего выступления. После этого меня отчислили из института во второй раз.

-- А среди сотрудников органов не было поклонников вашей группы?

-- Может им и нравилась группа, но они выполняли работу. Когда у нас было 10-летие и 15-летие, я пытался найти этих людей с Петровки, 38, и пригласить на концерт. Потому что один из них мне сказал: "Мы сделаем так, что название вашей группы никто никогда не вспомнит". Я очень отчетливо запомнил эти слова. К сожалению, найти его не удалось.

"СВОЮ ЖЕНУ Я ОТБИЛ У ПРИЯТЕЛЯ"

-- Вашей супруге пришлось стать "женой декабриста"? Кто она по профессии?

-- Вообще, по образованию она экономист, но сейчас работает воспитательницей моей дочери. Я когда-то увел ее у своего институтского приятеля, вот такое свинство. Тем не менее, сейчас он работает у меня в группе "Браво" гитарным техником, у нас отличные отношения.

-- Ваша теща не возражала против вашей кандидатуры в качестве зятя?

-- Вообще это редкое везение, когда человеку везет с тещей. У меня настоящая рок-н-рольная теща. В данный момент она проживает в Сан-Франциско, но лучше меня знает названия всех современных групп. Так было всегда, в том числе, в тот момент, когда я познакомился с женой.

-- А ваша дочь унаследовала музыкальные способности?

-- Ей больше нравится рисовать. Ей уже 10 лет. Ее любимые исполнители -- Глюкоза, "Сливки" и Земфира.

-- А с женой вы советуетесь по поводу музыки?

-- Она первой слушает мои песни. И я в общем-то прислушиваюсь к ее мнению, хотя делаю всегда по-своему.

-- Вы и родителей не слушались и к жене не прислушиваетесь? Неужели у вас нет непререкаемых авторитетов?

-- Чем ближе я знакомился с людьми, которые были авторитетом, тем большее разочарование меня постигало. Единственный, кто не разочаровал -- это Чак Берри.

-- Вы знакомы лично?

-- История нашего знакомства началась в 1999 году. Мы тогда выступали в одном из клубов Хельсинки, а Чак снимал там свой фильм. Мы пригласили его на концерт, но он не пришел, и я передал ему пластинку "Браво", он в ответ -- свою книгу. Когда он приехал в Москву на гастроли, я пришел к нему на концерт, стоял под дверью. Чак меня прогнал, не хотел давать автограф на гитаре, сказал, что все зарабатывают на нем деньги. Но, когда я ему показал книгу с автографом, которую он подарил, на его глазах появились слезы, он разговорился, и мы болтали минут 40. Он оказался в точности таким же, как описал себя в книге. Когда он прилетел на самолете в Москву, его никто не встретил, он сам тащил свой чемодан. Его не узнали организаторы концерта, кому могло прийти в голову, что какой-то негр в морской шапке, мятом плаще с гитарой в обычном дешевом чехле -- и есть легендарный Чак Берри. Он спросил у грузчиков: "Сколько стоит довезти этот груз?". -- "20--30 долларов". -- "ОК! Я вычту это из организаторов". И дотащил чемодан, а когда подогнали машину сказал: "Я никуда не поеду, потому что люблю сам сидеть за рулем и люблю, чтоб машина была "Мерседес". Авто искали целый час. Еле уговорили не садиться за руль в незнакомом городе. С ним был поляк Марек, который выполняет обязанности антрепренера, агента (они когда-то вместе сидели в тюрьме). Марек такой толстенький, невысокого роста, очень забавный. Когда Чак улетал, они подрались в аэропорту. Вообще, Чак работает без менеджера -- сам принимает факсы, получает деньги, и это -- не жадность, просто он любит держать все под контроле сам, тогда и обвинять в каких-то просчетах некого. Вот это человек со всеми минусами и плюсами!