1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №62 (1706) за 19.03.2004

ФАТАЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ

Две недели назад, 4 марта, при взлете после дозаправки в аэропорту "Бина" азербайджанской столицы потерпел катастрофу самолет Ил-76ТД (транспортный дальний, бортовой номер UR-ZVA) мелитопольской компании "Азов-Авиа". Он совершал рейс по маршруту "Борисполь -- Анкара -- Баку -- Кабул". Как уже сообщала наша газета, три члена экипажа погибли, четверо с травмами различной степени тяжести госпитализированы и находятся на излечении. Созданная по горячим следам происшествия четырехсторонняя комиссия, куда вошли представители Украины, России, Узбекистана и Азербайджана, еще не пришла к однозначным выводам о причинах события, и это дает повод журналистам трактовать их в произвольной форме. После возвращения из Баку эксклюзивное интервью "Сегодня" дал входящий в состав комиссии начальник Главной инспекции по безопасности полетов Государственного департамента авиатранспорта Украины Николай МАШАРОВСКИЙ.

-- Авиакатастрофа произошла в 9.02 по местному или 7.02 по киевскому времени, -- говорит Николай Григорьевич. -- Экипаж во главе с командиром воздушного судна Александром Казанцевым взлетал из Борисполя порожним, в Анкаре загрузился строительными материалами весом 39,9 тонны. В Баку к имеющимся на борту 9 т топлива заправили около 47 т. Общая взлетная масса самолета составляла 188,5 тонны, что не превышает допустимых параметров для данного типа машин.

-- Каков характер перевозимого груза?

-- Предназначенные для жилищного строительства материалы -- керамическая плитка и сантехническое оборудование. Следовало доставить их в Афганистан.

-- В чьей собственности был самолет?

-- Авиакомпания арендовала его у ВВС Украины. Выполнялся чартерный рейс по линии оказания гуманитарной помощи.

-- Груз мог быть плохо закреплен и сместиться при взлете?

-- Нет, его закрепляли согласно инструкциям и наставлениям по безопасности полетов.

-- Как бы вы прокомментировали уже появившиеся версии о перегрузе самолета, залитом в Баку некачественном топливе, технической неисправности самой машины или нарушениях в ее техобслуживании?

-- Пока комиссия не закончила работу, говорить о версиях и причинах как таковых преждевременно. Сошлюсь лишь на обстоятельства случившегося 4 марта.

-- Каковы же обстоятельства?

-- При выполнении взлета из-за большого угла тангажа произошло неоднократное касание хвостовой части фюзеляжа самолета об бетонное покрытие ВПП. После отрыва от полосы у машины появился левый крен. Продолжая движение, она левым крылом стала "цеплять" сначала бетон. Перед сходом с полосы самолет опустился сперва на колеса левой основной стойки шасси, затем -- правой и продолжил разбег уже по грунту под углом приблизительно 12--15 градусов от оси полосы. Пробежав по грунту на основных стойках шасси 500--550 метров, уже правым крылом самолет зацепил трос растяжки глиссадного маяка, оборвал его, оторвался от земли и, пролетев 400--500 метров, имея опять-таки большой угол тангажа, за пределами аэродрома столкнулся с землей сначала обтекателем кабины стрелка-радиста, затем левым крылом и левыми двигателями, после чего со смещением вправо ударился фюзеляжем... От удара снесло кабину штурмана, а сам самолет разломился в районе шпангоутов... Вот очень коротко то, что касается обстоятельств. Расследование продолжается.

-- В каких ситуациях самолет "присаживается" на хвост?

-- Их может быть много. В этом предстоит разобраться.

-- На испытаниях пассажирских самолетов европейский концерн "Эрбас", например, специально отрабатывает касание хвостовой частью бетонки. То есть такая предпосылка к летному происшествию моделируется...

-- 4 марта украинский экипаж выполнял не испытательный полет -- в этом разница.

-- Разъясните, пожалуйста, что такое угол тангажа?

-- Это угол между продольной осью самолета и земной поверхностью либо горизонтом -- в зависимости от того, где находится машина.

-- Самолет выработал межремонтный ресурс?

-- Хотя это был и не новый Ил-76, ресурс он не выработал.

-- После того, как самолет рухнул на землю, возник пожар...

-- Силами пожаротушения аэропорта его удалось оперативно локализовать, а затем и ликвидировать.

-- Пострадали ли в огне "черные ящики"?

-- К счастью, все записи объективного контроля сохранены и читаемы. Они расшифровываются в Азербайджане и Москве, в Межгосударственном авиационном комитете.

-- Сообщалось, что командир экипажа якобы уже признал свою вину в случившемся.

-- Нет. Я дважды встречался с выжившими членами экипажа, в том числе командиром воздушного судна. Он таких заявлений не делал -- никому.

-- Одна из бакинских газет написала, что при падении погиб местный житель.

-- Это также неправдивая информация, как и то, что катастрофа вызвала значительный материальный ущерб. Азербайджанская сторона официально заявила, что материального ущерба на земле нет. Хотя некоторая часть авиакеросина и попала в грунт.

-- Правда ли, что после случившегося 4 марта экипажам всех самолетов "Азов-Авиа" приказано вернуться на базовый аэродром?

-- Действие выданного авиакомпании сертификата эксплуатанта приостановлено. Самолеты "Азов-Авиа" не возвращены в Мелитополь. Однако временно им запрещено подниматься в воздух из тех аэропортов, где они сейчас находятся.

-- Когда пострадавшие пилоты возвратятся в Украину?

-- Все расходы по их медицинскому обслуживанию азербайджанская сторона взяла на себя. Врачи сделали максимум возможного. Состояние здоровья людей улучшается. В ближайшее время они будут выписаны из больницы.

-- Когда комиссия закончит работу?

-- Думаю, понадобится не менее полутора месяцев. Возможно, и более... Потом поговорим подробнее.

ЖУРНАЛИСТСКИЕ ВЕРСИИ "СЕГОДНЯ":
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР


Консультировавшие нас эксперты других авиакомпаний, эксплуатирующих Ил-76, склоняются к тому, что при взлете могли сказаться ошибки в пилотировании, вызванные усталостью экипажа. Прибывшие накануне из Анкары поздно вечером или ночью летчики, по некоторым данным, ночевали не в отеле, а прямо в самолете и, естественно, не были должным образом готовы к предстоящему полету в Кабул.

По другим, требующим подтверждения, сведениям, экипаж на взлете не выпустил закрылки. Не имей самолет на борту груза, это не привело бы к столь тяжким последствиям. Однако непростительная для опытных летчиков "забывчивость" (если она, конечно, имела место) обошлась крайне дорого, став фатальной.

СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

Экипаж Ил-76ТД. Командир Александр Казанцев. Второй пилот Денис Кунгуров. Штурман Игорь Кунгуров (старший брат Дениса, погиб). Бортинженер Сергей Борщ (погиб). Бортрадист Геннадий Шустер. Бортоператор Дмитрий Гулий. Техник Анатолий Сокерняк (погиб).