1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №66 (1710) за 24.03.2004

БОРЬБА С "ПАЛЕНЫМ" АЛКОГОЛЕМ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ

К бабушкам, воровато озирающихся в поисках милиции, за водкой давно уже никто не подходит, а "культура пития" выросла даже у опустившихся алкоголиков. Из авосек возле универсамов "левое" спиртное перебралось на прилавки магазинов, а уровень производителей подпольного спиртного поднялся настолько, что заводские технологи иной раз недоуменно чешут затылки, не в состоянии отличить свою продукцию от клона...

Специалисты по продаже алкоголя рекомендуют брать спиртное только с так называемой "золотой полки" супермаркетов, где товар лежит прямо на уровне глаз. За эту полку ведется жесткая конкурентная борьба, и ни одно уважающее себя предприятие, а также менеджер по продажам, который дорожит своим местом, не допустит, чтобы на ней стоял фальсификат.

После того, как президент инициировал проверку производства спиртных напитков, вылившуюся в спецоперацию "Фальсификат", "органы" за две недели изъяли столько же фальсификата, как за весь 2003 год. Сообщения о том, что милиция "накрыла очередной подпольный цех по производству алкоголя" мелькают в прессе почти каждый день: если в 2003 году налоговики накрыли более 460 цехов по производству поддельного алкоголя, то в ходе операции "Фальсификат" ликвидировано уже 158! При том, что в Украине работает около 250 ликеро-водочных заводов, эти цифры выглядят более чем устрашающе.

Пора кричать "караул"? Хоть некоторые специалисты и говорят, что половина всего алкоголя на прилавках "паленая", менеджеры по продаже спиртного относятся к таким заявлениям скептически. Львиная доля так называемого "фальсификата" -- та же самая заводская продукция. Только производится она не днем, а глубокой ночью, причем в обход фискальных органов (и государственного кармана).

Потребителям, которые частенько сами получают зарплату "черным налом," эти "антиналоговые" уловки должны быть, мягко говоря, "по барабану". Другое дело, если, скажем, водку по техническим и санитарным нормам должны были на предприятии списать. Представьте себе, что на заводе засорились фильтры для спирта или воды, и в продукт пошли вредные примеси -- всякие там метанолы и альдегиды. Кто проследит, а на самом предприятии допустит, чтобы некачественный продукт не попал на полки магазинов?

Специально для того, чтобы сделать алкогольный рынок полностью "прозрачным" и покончить с фальсификатом, с 1 июля 2003 года была введена новая голографическая акцизная марка. Старые марки, защищенные лишь так называемой "интавлио-печатью" -- технологией, дающей эффект рельефа и шероховатости, мошенники копировали легко: клише давило на бумагу снизу, и получался почти оригинал.

По словам начальника Управления по контролю за производством ценных бумаг "Госзнака Украины" Валентина Музыки, новые "акцизки" защищены не хуже денег: тут и водяные знаки, и антисканерные линии, и микротекст, и свечение при ультрафиолете, и термочувствительная краска. Но главное испытание для будущих фальсификаторов -- голографический защитный элемент, который можно лишь грубо сымитировать.

Но спустя четыре месяца после нововведения, в ноябре, появились и первые поддельные акцизы. Тогда сообщения о них звучали как сенсация, а сейчас их находят чуть ли не каждый день. "Фальшивоакцизникам" без проблем удается передать геометрические пропорции марок и цветовую гамму, а с помощью лака имитировать водяной знак. Цветные волокна тоже не составляют проблемы, так же как и люминесцентные краски. А вот реагирующие на тепло волокна мошенникам пока не дались, так же как и голографическая защита. Голографию мошенники пытаются передать горячим тиснением прозрачной фольгой на алюминиевую или нанося изображение краской. Выходит грубо и визуально легко заметно.

Производители алкоголя сами пытаются бороться с фальсификаторами. Как сообщил заместитель начальника службы безопасности корпорации "Логос" (Таврийский коньячный завод) Владимир Попов, в ходе недавней проверки было выявлено, что по Киеву и области 95 (!) процентов предприятий торговали фальсификатом их продукции. По регионам этот показатель был меньше, а Львов вообще порадовал -- подделок было всего 14 процентов, но в основном из-за преобладания ужгородских коньяков...

А два года назад компании "Немиров, "Шустов", "Таврия" и "Ужгородский коньячный завод" пришли к "джентльменскому" соглашению: в случае выявления на каком-либо предприятии оптовой торговли фальсификата одной из этих компаний, остальные перестают с ней работать.