1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №69 (1713) за 27.03.2004

КАК Я ИСКАЛ ФАЛЬШИВЫЕ ДЕНЬГИ

Когда спрашивают о моих хобби, как правило, в шутку отвечаю: "Собираю стодолларовые купюры". Добавляя при этом: "Правда, коллекция почему-то растет слишком медленно". А если серьезно, то принадлежу к племени так называемых "несерьезных" нумизматов, собирающих монеты по принципу: чем она больше и красивее -- тем лучше. Поэтому, узнав, что в Национальном банке Украины открывается Музей денег, долго не раздумывал, стоит ли туда отправляться. Особенно если учесть, что из печатных СМИ на открытие пригласили только "Сегодня".

А ВМЕСТО ДЕНЕГ -- КАМЕННЫЙ ТОПОР

Первыми "за ленточку" проникли журналисты. Вернее, "камермены" -- операторы ТВ и наш фотокор Саша Яремчук, которым просто не нашлось другого места, дабы заснять традиционное торжественное перерезание желто-голубой ленты председателем НБУ Сергеем Тигипко. А вот и настоящие первые посетители -- учащиеся 10-Б класса столичного лицея международных отношений N51 во главе с классным руководителем. Понятно, что сей "рояль в кустах" был подготовлен заранее, однако оказался весьма кстати: действительно, не проводить же экскурсию перед телекамерами в пустом зале!

ЧТО БЫЛО

Открытие музея приурочено к десятилетию печати первой банкноты украинского производства -- одной гривни. Экспозиция показывает историю денежного обращения на территории Украины, в том числе в нумизматическую коллекцию входят, без преувеличения, уникальные домонетные формы денег.

А вот и они, прародители современных гривен. Оказывается, наши предки -- трипольцы, жившие в IV--III тысячелетии до нашей эры, использовали для расчетов все, что представляло собой изрядную ценность при небольших размерах: каменные молоты-топоры, наконечники стрел, бусы и даже раковины каури, выловленные в далеком Индийском океане. Кстати, в тех краях каури ходят и поныне.

Обращались на территории украинских земель ольвийские ассы с изображением богини плодородия Деметры и почему-то Медузы Горгоны, пантикапейские монеты, деньги Арабского халифата, Римской империи, знаменитые в первую очередь тем, что лучше любого художника донесли до наших дней практически всю портретную галерею римских императоров, начиная с Октавиана Августа (27 г. до н. э.).

КАК Я ЧУТЬ НЕ СДЕЛАЛ "ОТКРЫТИЕ"

Десятиклассники переходят от стенда к стенду, внимательно слушая экскурсовода. Вот и наши первые "настоящие" деньги: нет, не широко известные гривны, а златники и сребреники киевского князя Владимира Святославича Красно Солнышко (980--1015 гг). На кругляше диаметром сантиметра три -- портрет самого князя и надпись: "Владимир на столе (то есть, на престоле), а се -- его злато". Над плечом правителя виден знаменитый тризуб, ставший основой герба Украины. Есть такие же сребреники его и других князей -- Святополка, Ярослава Мудрого. К сожалению, как объяснила мне главный хранитель музея Наталья Гловацкая, все они -- копии, хотя и очень высокого качества, изготовленные, естественно, из драгметаллов. Настоящие -- большая редкость: в мировых коллекциях насчитывается около 350 сребреников и всего 11 златников. В Украине их только два -- один в Национальном музее истории Украины, другой -- в Одесском музее.

Гривны тоже есть: классические шестиугольные киевские, черниговские -- с расплющенными концами, новгородские -- в виде колбасок.

-- А от какого слова пошло название "рубль"? -- обращается Сергей Тигипко к экскурсоводу.

-- Одна из версий гласит: гривну рубили на части для более мелких расчетов, отсюда и слово "рубль".

-- Что и требовалось доказать: гривня появилась раньше, чем рубль! К тому же становится понятно, почему сейчас за одну гривню дают почти шесть рублей!

ЧТО БУДЕТ

В планах НБУ -- создание второго зала музея. В нем посетители смогут узнать о задачах и функциях центрального банка, ознакомиться с финансовой историей Украины. Но не только: дирекция музея планирует создать уголок "старого банка", в котором будут документы по финансовому делу конца XIX -- начала XX вв., старинные банковские вещи.

Экскурсия движется своим чередом, а я останавливаюсь возле устройства размером с коробку для обуви, у которого замечаю старого знакомого -- начальника управления экспертизы, защиты денег и нумизматики Нацбанка Виталия Белоруса.

-- Что это у вас, Виталий Евгеньевич?

-- Прибор для выявления фальшивых денег. Если шуршит что-то у журналистов в карманах -- давайте сюда, проверим.

Сую под свет ультрафиолетовой лампы "пожеванную" двухгривневку. Бумага не "светится" -- значит, подлинная. Но где яркие полоски защитных волосков? Неужели я сделал открытие: по-моему, фальшивых "двушек" еще не находили. Напрягаю зрение -- и таки замечаю пару светящихся ворсинок: увы, купюра оказалась настоящей.

-- А вот взгляните на эти...

Г-н Белорус кладет под свет две банкноты по 200 евро. На первый взгляд, все в порядке, ан, нет, одна -- поддельная. Хотя не только волоски на ней ярко светятся, но и голограмма играет всеми цветами радуги. Ненастоящая сама бумага, у фальшивки она отличается на ощупь чуть большей шершавостью. Да и под лупой ясно видно, что качество печати хромает.

В музее каждый может безвозмездно проверить свою наличность "на вшивость", но от приглашения это сделать учащиеся отказываются: мы, дескать, национальной валюте доверяем, знаем ее хорошо, никакой прибор не нужен. А вот если бы самим чего-нибудь напечатать или отчеканить...

ПОЧЕМУ МЕНЯ НЕ ВЗЯЛИ "ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ"

Отчеканить? Нет проблем! У стены на охваченной стальным обручем колоде стоит массивная металлическая конструкция, рядом с ней -- увесистый молоток (пожалуй, даже небольшая кувалда) и горка латунных бляшек размером с теперешний четвертак. Сие устройство -- изготовленный по старинным технологиям станок для чеканки монет. Рядом с ним стоит немолодой кряжистый профи в спецовке (как я потом узнал, Павел Рожко -- один из опытнейших наладчиков чеканочных прессов-автоматов Банкнотно-монетного двора НБУ). Однако Сергей Тигипко сам, как заправский мастеровой, закладывает в матрицу заготовку, накрывает ее пуансоном и, взяв кувалду, примеривается к блестящему грибу-бойку. Короткий звонкий удар -- и из формы выпадает "монетка"-жетон. С одной стороны на ней изображен стилизованный "Владимир на столе", узнать которого можно только по соответствующей надписи, с другой -- эмблема Нацбанка и надпись по кругу: "НБУ Музей грошей".

ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ

Главный банкир страны пообещал: тиражи новых украинских юбилейных и памятных монет будут увеличены, хотя и не намного. Это значит, что они станут доступнее коллекционерам. И еще: дабы на деньгах полностью сохранился нынешний портретный ряд наших великих предков, "старая добрая" бумажная одногривневка не исчезнет из обихода, как планировалось, а будет ходить наравне с металлической. То есть, "единички"-монеты с обликом князя Владимира изготовлять не станут.

Зато уже сегодня каждый посетивший Музей денег (вход бесплатный, но группы формируются по предварительным заявкам) сможет унести с собой собственноручно отчеканенный сувенир.

После главы Нацбанка за инструмент взялись оживившиеся школьники, причем не только юноши, но и девушки. Несмотря на то, что поднять тяжелую кувалду некоторым было непросто, а точно попасть ею по бойку -- тем более, это только прибавляло девчатам азарта. Поэтому не мудрено, что в дальнейшем экскурсия проходила под непрерывный аккомпанемент молотобойцев, и когда я подошел "к станку", дабы собственноручно изготовить сувенир на память, кучка заготовок осталась совсем маленькая.

Получилось! Выходит, это совсем не трудно, главное -- точно ударить. Однако, взглянув на качество поделки (с моей точки зрения, вполне хорошее), старый мастер покачал головой: "Давай, пресса, еще раз!" Второй жетон вызвал у него одобрительный кивок, а когда новоявленный "чеканщик денег" вошел во вкус и попросил зарядить еще пару кругляшков, мол, главному редактору надо принести сувенир, Павел Владимирович понимающе улыбнулся. Однако на шутливый вопрос: не возьмете ли в ученики -- вполне серьезно ответил, что, дескать, еще рановато, стабильного удара нет.

Напоследок г-жа Гловацкая пригласила меня взглянуть на деньги времен Украинской Народной республики (1917--1919 гг.), изготовленные по эскизам известного художника, мастера офорта Георгия Нарбута. Они были выпущены в 1917 г. и сперва назывались "карбованці". Лишь 5 августа 1918 г. гетман Скоропадский ввел в обращение облигации внутреннего займа, именуемые "Білетами Державної Скарбниці" номиналом в 50, 100, 200 и 1000 гривен, приказав считать их деньгами. Смотрю на стогривневку УНР: венок из овощей, плодов и цветов, внутри него -- тризуб. По сторонам две фигуры: слева -- селянка с серпом и снопом в национальном убранстве, справа -- рабочий в фартуке поверх крестьянской одежды, с молотом, обвитым лавром. На пятисотке -- девичья головка в венке, символизирующая молодую Украину (замужние женщины носили на голове платок, так называемый "очіпок"). Пожалуй, идея использовать для современной гривни портреты национальных героев более удачна. Хотя бы потому, что овощи, плоды и цветы растут везде, кроме Антарктиды.