1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №69 (1713) за 27.03.2004

ПОДОРОЖАЮТ ЛИ АВИАБИЛЕТЫ

С 1 апреля билеты на внутренние авиарейсы подорожают. Но не для всех. А может и ни для кого. Звучит нелепо? Согласен, но неопределенность ситуации позволяет основываться лишь на предположениях, а не на утверждениях. И все же попробуем проанализировать довольно противоречивые факты.

Без малого два года в стране действует Программа внутренних регулярных авиаперевозок, цель которой -- увеличить пассажиропоток за счет введения предельных цен на билеты. Заметим, что эта идея принадлежит министру транспорта Георгию Кирпе. Определенный результат программа дала: если в 2002 г. рейсов стало в полтора раза больше, а пассажиров -- лишь на 10%, то в 2003 г. увеличение достигло соответственно 20 и 45%. Люди начали привыкать пользоваться самолетом. Но все это время участвовавшие в эксперименте авиакомпании жаловались на убытки от внутренних перевозок, которые приходилось компенсировать за счет прибыли от международных рейсов. Ясно, что вечно так продолжаться не могло...

Тогда по инициативе авиакомпаний Государственный департамент авиатранспорта (Укравиатранс) подготовил приказ, позволяющий устанавливать тарифы на полет непосредственно руководителям авиакомпаний. Но при этом впервые вводится система льготных тарифов для пенсионеров, ветеранов войны и участников боевых действий, детей и молодежи (к ней отнесены подростки 12--18 лет), студентов (до 30 лет включительно), военнослужащих и семей, путешествующих с детьми. Скидки для перечисленных категорий, по подсчетам специалистов, колеблются в пределах 7--26% от ныне действующих тарифов, в зависимости от степени "социальной незащищенности" и того, куда они собрались махнуть. Например, пенсионер, путешествующий по маршруту Киев--Симферополь--Киев, заплатит за билет на 22% меньше, чем годом ранее. То есть, для льготников перелеты станут даже дешевле. Для всех остальных граждан цена билета должна формироваться от реальной себестоимости полета.

Вероятно, нововведение не вызвало бы такую бурю эмоций, если бы не неосторожные слова замминистра транспорта, директора Укравиатранса Владимира Максимова. В программе Первого Национального телеканала он сказал, что переход на себестоимость может привести к подорожанию авиабилетов на 15--25% -- в зависимости от цен на топливо, стоимости услуг аэропортов, интенсивности полетов по тому или иному маршруту. "Анализ показывает, что рост внутренних перевозок произошел не только за счет льготных категорий пассажиров. Очень активно залетали бизнесмены... Эти люди имеют финансовые возможности купить билет по таким ценам, которые хотя бы отвечали себестоимости конкретного полета", -- резюмировал В. Максимов.

Но когда журналисты попросили Г. Кирпу прокомментировать намерение Укравиатранса поднять тарифы, министр высказался категорично: "Я не знаю, на каком основании авиационный департамент делает такие заявления. Пока тарифными вопросами занимается министерство, и никто ни шагу не отступит от тех прогрессивных решений, которые нарабатываются за последние годы в сфере транспорта". И добавил, что теперь Минтранс еще больше снизит тарифы, "чтобы показать, что не департамент руководит министерством, а министерство -- департаментом".

Разумеется, корень разногласий между Георгием Николаевичем и Владимиром Алексеевичем кроется не в выяснении, "кто в доме хозяин", а в принципах подходов к формированию тарифов. Грубо говоря, министр ратует за сохранение административного влияния на ценовую политику авиаперевозчиков (хотя при этом якобы уже подписал упомянутый приказ, родившийся в недрах Укравиатранса), а его заместитель -- за рыночное регулирование тарифов.

На совместной пресс-конференции главы Укравиатранса и руководителей ряда авиакомпаний В. Максимов вдруг изменил собственный прогноз динамики цен. По его мнению, нововведение не приведет к повышению тарифов и для тех категорий населения, которые не относятся к числу льготников; в том числе не подорожают и билеты в бизнес-классе. Такое утверждение он аргументировал высокой конкуренцией на внутренних маршрутах, сложившейся благодаря реализации программы Минтранса. Например, на линии Киев--Симферополь нынешним летом рейсы планируют выполнять 10 авиакомпаний, на линии Киев--Одесса -- четыре. По три авиаперевозчика, как ожидается, будут обслуживать маршруты Киев--Львов, Киев--Донецк и Киев--Запорожье. И еще: авиакомпании, пожелавшие нажиться за счет либерализации тарифов, из-за конкуренции столкнутся с "недобором" пассажиров, а значит, лишатся части льгот на обслуживание в аэропортах, за которые так боролись.

Да, но не преувеличена ли спасительная роль рыночной конкуренции? Ведь за время проведения ценового эксперимента стоимость авиационного топлива выросла в среднем на 20%, львиная доля самолетов на 60--70% выработали свой ресурс, а покупка новых машин требует многомиллионных вложений. Одно из условий не только выживания, но и развития компаний -- сделать полеты по Украине хотя бы самоокупаемыми. Крупных авиаперевозчиков, обслуживающих внутренние рейсы, по пальцам можно сосчитать. И если они дружно поднимут ценовую планку (я отнюдь не намекаю на сговор), получится, как в анекдоте: "а ты походи по базару, поторгуйся". Логично предположить, что для всех, кроме представителей льготных категорий, составляющих 13--18% от общего числа пассажиров, воздушные путешествия все-таки подорожают...

Между тем специалисты компании "АэроСвит" предоставили автору расчеты, согласно которым при "новой экономической политике" нынешние тарифы на оживленных направлениях не поднимутся. В частности, на маршрутах Киев--Донецк, Киев--Харьков и Киев--Симферополь колебания "плюс-минус" составят 3--12 гривен. Причем чаще -- в сторону снижения стоимости.

Впрочем, реальные результаты применения перевозчиками рыночной тарифной политики мы узнаем только после 1 апреля -- и уж тогда поймем, смеяться нам от счастья или сквозь слезы. Если, конечно, замминистра транспорта убедит своего шефа в необходимости упомянутых нововведений.