1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №69 (1713) за 27.03.2004

"НЕ НАДЛЕЖИТ ДАМЕ УМОЛЯТЬ РЫЦАРЯ И ГОВОРИТЬ ЕМУ ДЛИННЫЕ РЕЧИ", --

Борьба женщин за уважение к себе, любимым, началась отнюдь не в 1910 году, как учили советские историки, а намного раньше. Не будем углубляться в древние эпохи. Обратимся к тем временам, когда мужчины вдруг решили научить мир красиво любить, а женщины, не пожелав оставаться безголосым объектом воздыханий, сумели выразительно подать свой голос. В стихах. Случилось это в преддверии эпохи Возрождения на юге Франции, в Провансе. Поэты назвали себя трубадурами, поэтессы -- тробаирицами.

Не всегда эти дамы писали о том, за что ратовала мораль, чаще -- о том, о чем говорило сердце: "Теперь я не могу радоваться, поскольку не вижу, чтобы он считал меня привлекательной. Он не замечал моих стихов и моих песен, в которых я говорила, что не могу жить без него. Я боюсь, что умру, так как он с другой женщиной, которую не оставит ради меня". Так описала свои душевные муки женщина по имени На Кастелоза, жившая в XII веке.

FIN'AMOR

Новое куртуазное мировоззрение, выработанное трубадурами, изменило тогдашнее отношение к женщине: из "сосуда греха", существа нечистого, женщина превращалась в небесное создание, и служение ей становилось целью жизни благородных рыцарей. Трубадуры изобрели рифмованную поэзию и создали свой поэтический мир, где царила Дама, Донна -- прекрасная и недосягаемая. Эта возвышающая душу любовь на языке трубадуров именовалась fin'amor.

Велика роль трубадуров и в смягчении нравов средневековья, а также воспитании благородных манер, которыми далеко не всегда отличались воинственные рыцари. Еще сохранялись варварские манеры: ели руками, пищу брали с общего блюда или из котла, в сервировке был только нож. Куртуазные правила хорошего тона требовали умения красиво есть -- не хватать огромные куски, не запихивать их через силу в рот, не выказывать жадность и нетерпение. Надо было демонстрировать утонченность и изысканность.

ДАМЫ

Пока рыцари воевали, бремя забот управления домом ложилось на женщин. Роль женщины в обществе возросла, хотели того или нет мужчины средневековья. Некоторые законы на юге Франции были более лояльны к женщинам -- к примеру, они могли стать наследницами наравне с братьями. Дочери знати бывали более образованны и грамотны, чем их отцы и братья. Поэтессы, именовавшиеся тробаирицами, принадлежали к высшей аристократии. Они пытались показать, каковы женщины в действительности. И, в отличие от собратьев по перу, описывали реальные чувства. О тробаирицах сохранилось очень мало сведений. Все известные произведения появились в период между 1170 и 1260 годами, все наследие состоит из 23--46 произведений. И только некоторые из них подписаны авторами.

Тробаирицы предпочитали жанры "кансо" (любовный стих) и "тенсо" (полемический стих). К примеру, образец "тенсо" между сестрами Але и Изельдой, а также дамой Каренца, живущей в монастыре. Первая сестра вопрошает: "Леди Каренца, очаровательная и милая, дай свой совет: должна ль я выйти замуж за кого-то иль остаться девой? Это же мое преимущество. Ведь вынашивание сыновей меня не украсит, и муж вдобавок будет бить очень больно". Вторая сестра добавляет: "Дама Каренца, я была бы рада выйти замуж, ведь вынашивание детей это великое искупление, хотя грудь провисает низко и живот тяжелый". В ответ Каренца советует им уйти в монастырь: "Дама Але и дама Изельда, я знаю, вы ученые, с прекрасной репутацией, поэтому я советую: для того, чтобы посеять хорошие семена, возьмите брак с Тем, кто коронован мудростью. Вы будете плодны сыновьями славы, оставаясь девами". Что ж, такой была одна из альтернатив браку с грубым и нелюбимым мужем у женщин двенадцатого века.

Некоторые находили другие возможности. К примеру, графиня Де Диа в своих стихах откровенно писала: "Красивый друг, очаровательный и добрый, когда я буду иметь тебя в своей власти? Не сомневайся, я бы страстно желала, чтобы ты был на месте моего мужа, но только при условии, что ты пообещаешь делать то, что я пожелаю". Сведений о жизни графини Де Диа очень мало, а то, что сохранилось, с трудом подтверждается историческими фактами. Единственная более-менее ясная дата -- дата смерти, 1200 год. Одна из легенд говорит о том, что красавица-графиня была женой Вильяма Пуатье. И как будто бы у нее был любовный роман с Рембуа Оранским. "Я в последнее время страдала о рыцаре, который однажды был моим. Учтивость и милосердие мне не помогут, не подействуют на него моя красота, положение и ум. Потому что он все равно изменит мне и причинит зло, как если бы я заслужила такое. Теперь я вижу, что была предана, и теперь я не буду спать с ним. Ночь и день мой разум не будет отдыхать, думая об ошибке, которую я совершила"...

В большинстве своих поэтических сочинений тробаирицы показывают женщину, которая сознательно поступает вопреки обычаям. На Кастелоза писала: "Я знаю, что мне не подобает соревноваться с мужчинами, ведь все говорят, что не надлежит даме умолять рыцаря или говорить такие длинные речи ему". Страдания женского сердца описала и Клара д'Андуца: "В большое волнение они поместили мое сердце -- лгущие шпионы, которые умаляют радость от всего, что я люблю. Они заставили вас уйти далеко, я вас не вижу и потому умираю от боли и гнева".

ТОЛЬКО БЛОНДИНКА МОГЛА ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ЗВАНИЕ КРАСАВИЦЫ

Уже не найти портретов или хотя бы описаний внешности тробаириц, но поскольку они принадлежали к аристократии, то, видимо соответствовали канонам моды того времени. Самым любимым цветом волос был светлый: только блондинка могла претендовать на звание красавицы. В XII веке женщины носили длинные волосы, изобретательно их укладывая. Многие использовали накладные косы, замысловато уложенные вокруг головы. В моде были шапочки. Любая красавица прекрасно знала, какая пища способствует хорошему цвету лица, что надо делать, чтобы оно всегда было белым, а на щеках играл нежный румянец, столь ценимый средневековыми мужчинами. Чтобы отогнать блох, дамы душили волосы мускусом, гвоздикой, мускатным орехом или кардамоном (эти запахи заглушали и запах пота). Чтобы иметь легкое дыхание, помимо мытья зубов тряпочкой, жевали анис, семена укропа, тмина или кардамона. Все мечтали иметь "зубы -- подобие маленьких льдин", как у "донны Ланы, Дамы без изъяна". Ну а по особым дням дамы ходили в баню (между прочим, аж до XV века -- вместе с мужчинами) или же купались в пруду. Эту живописную картину тоже любили описывать трубадуры.

Такой была та эпоха, смесь варварства и изысканности, искренних чувств и жестких законов морали. Эпоха, в которую женщина почувствовала себя "человеком творящим". Это был первый случай в истории, когда женщины заявили о себе в искусстве и осмелились вступить в поэтический спор с мужчинами...