Выпуск газеты Сегодня №70 (1714) за 29.03.2004
"МАТЬ ГОРОДОВ РУССКИХ" РАСТЕРЗАЛИ СЫНОВЬЯ
"ДОЛГИЕ РУКИ" ДОТЯНУЛИСЬ ДО "ЗОЛОТОГО СТОЛА"
Князь Юрий Долгорукий, основавший Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Кострому и др. города, считается также и основателем Москвы, но из летописи известно лишь о том, что он ею владел и устроил там в 1147 г. "обед силен" для своего союзника в борьбе за киевский престол -- черниговского князя Святослава Ольговича. До этого Москва была крупным имением Степана Кучки, который, видимо, и основал будущую столицу России. Князь, казнив боярина за какую-то провинность, присвоил себе его "недвижимость" (по некоторым сведениям, Юрий Долгорукий узнал, что боярин Кучка посадил под замок свою жену, которая изменяла ему с князем, прибыл в Москву и решил проблему по-своему -- зарезал ревнивого мужа). В память о боярине Кучке Москву еще долго называли Кучковым.
В.И. Даль в своем "Толковом словаре" косвенно подтверждает летописные свидетельства: "Всем известно довольно загадочное явление, что в Москве нет сорок; народное поверье изгнало их за 40 верст из Москвы; но они есть гораздо ближе, хотя, сколько мне известно, никто не видал, чтобы сорока залетала в самую Москву. На это сложено несколько поэтических сказок; Москва основана на том месте, где убит боярин Кучка; его предала сорока неуместным стрекотаньем своим, когда он спрятался под кустом; он ее проклял умирая и сороки исчезли оттуда навсегда".
В 1125 г. скончался всеми любимый Владимир Мономах. Его младший сын Юрий получил по смерти отца в удел Ростово-Суздальское княжество. Управляя северными русскими землями, Юрий Владимирович -- брат княживших поочередно в Киеве Мстислава, Ярополка и Вячеслава, считал себя прямым наследником великокняжеского престола и добивался его всю жизнь. В те времена существовал порядок так называемого "лествичного восхождения" -- после смерти великого князя его место занимал старший в роду. Споры из-за старшинства среди расплодившегося потомства легендарного Рюрика рождали бесконечные кровопролитные междоусобные "разборки".
Юрий, в отличие от своего отца Владимира Мономаха, который дважды отказывался от великокняжеского престола в пользу старших родственников, не желал ждать своей очереди. Воспользовавшись смертью Мстислава, он в 1132 г. захватил город Переяславль (современный Переяслав-Хмельницкий), но удерживал его всего 8 дней. Не удалась его попытка занять Переяславль и в 1135 г., во время княжения Ярополка. В 1139 г., после смерти Ярополка, великокняжеский престол перешел к Вячеславу, но тот, дабы избежать кровопролития, добровольно уступил его черниговскому князю Всеволоду, старшему из Ольговичей -- соперников Мономаховичей. Однако в 1146 г. Изяслав Мстиславич, внук Владимира Мономаха, по призыву киевских бояр, которым были не по нраву сварливые Ольговичи, изгнал из Киева великого князя Игоря, сменившего умершего брата Всеволода, и заточил его в темницу (затем Игорь постригся в монахи, но был все же зверски убит киевлянами). Лествичное право было нарушено, и в 1147 г. Юрий Долгорукий возобновил борьбу. В 1149 г., одержав победу над Изяславом, он занял Киев, однако в 1151-м потерпел поражение от племянника, который отбил у своего дяди великокняжеский престол. Южные князья и их бояре прозвали Юрия Долгоруким, говоря: "Долги руки у Юрия! Из угла своего медвежьего хочет дотянуться до золотого стола!"
В 1155 г. властолюбивый князь вновь овладел Киевом и назначил на ключевые посты суздальских бояр. Но два года спустя, заболев после пира у боярина Петрилы, он через пять дней скончался. Киевляне воспринимали Юрия как оккупанта. Сражаясь за великокняжеский престол, суздальский князь несколько раз водил на Русь половцев, а русских на половцев -- ни разу. Поэтому после его смерти киевляне разграбили его дворец и загородную "резиденцию", а суздальцев перебили. Самого же Юрия схоронили за городом, считая его недостойным лежать рядом с Мономаховичами.
Заслуги Юрия Долгорукого по отношению к Москве достаточно скромны. Он, правда, соорудил в ней первый кремль -- деревянный. Своим же будущим столичным статусом Москва по существу обязана Андрею Боголюбскому -- сыну Юрия и его первой жены, дочки половецкого хана. Усилиями Андрея, выросшего в Суздале и не любившего южнорусские земли, центр средневековой Руси переместился на север, что создало предпосылки для возвышения Москвы.
ВЫШГОРОДСКАЯ БОГОМАТЕРЬ СТАЛА ВЛАДИМИРСКОЙ
Утвердившись в Киеве, Юрий посадил Андрея в Вышгороде. В тамошнем женском монастыре тогда находилась древняя икона Богоматери, подаренная византийским патриархом Лукой Хрисовергом великому князю Киевскому Юрию Долгорукому (до 450 года она хранилась в Иерусалиме, а потом была перевезена в Константинополь). Икона эта была удивительная -- в вышгородском монастыре она сама дважды поднималась в воздух. По преданию, образ Святой Марии был написан евангелистом Лукой на доске того стола, на котором в юности Христа трапезовали сам Иисус, его мать и Иосиф. Когда Лука показал это изображение Божьей Матери, она умилилась и сказала: "Отныне ублажат Меня все роды", и добавила: "Благодать Родившегося от Меня и Моя с сей иконой да будут". Эту-то святыню вместе с великим благословением Божьим Андрей задумал увезти в суздальские земли.
Уговорив священника Николая и дьякона Нестора ему помочь, князь ночью вынес чудотворную икону из монастыря и вместе с женой и дружиной тотчас выехал в свои любимые северные земли, рискуя вызвать на свою голову гнев отца. Как пишет историк Н.И.Костомаров, "в голове Андрея была мысль поднять город Владимир выше старейших городов Суздаля и Ростова, но он хранил эту мысль до поры до времени втайне, а потому проехал Владимир с иконою мимо и не оставил ее там, где, по его плану, ей впоследствии быть надлежало. Но не хотел Андрей везти ее ни в Суздаль, ни в Ростов, потому что, по его расчету, этим городам не следовало давать первенства. За десять верст от Владимира по пути в Суздаль произошло чудо: кони под иконою вдруг стали; запрягают других посильнее, и те не могут сдвинуть воза с места. Остановились, раскинули шатер. Князь заснул, а поутру объявил, что ему являлась во сне Божия Матерь с хартиею в руке, приказала не везти ее икону в Ростов, а поставить во Владимире; на том же месте, где произошло видение, соорудить каменную церковь во имя Рождества Богородицы".
Андрей на этом месте построил село Боголюбово и богатую каменную церковь, в которую временно поместил чудесную икону.
Затем за два года князь выстроил во Владимире великолепный Успенский собор, в который и перенес икону Божьей Матери, получившую с тех пор наименование Владимирской. Многие чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить празднование Покрова Божьей Матери.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. В 1395 г., во время нашествия Тимура (Тамерлана) Владимирскую икону Богоматери перенесли в Москву. До 1917 г. она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, а после Октябрьской революции была передана в Третьяковскую галерею. В 2000 г. легендарную икону переместили из музейной экспозиции в церковь Николы-в-Толмачах, входящую в комплекс Третьяковской галереи.
ПЕРВЫЙ НЕКОРОНОВАННЫЙ РУССКИЙ ЦАРЬ
Российский историк В.Н.Татищев так описывает характер Андрея: "Мужественен был в брани, любитель правды, храбрости его ради все князья его боялись и почитали, хотя часто и с женами и дружиной веселился, но жены и вино им не обладали. Он всегда к расправе и распорядку был готов, для того мало спал, но много книг читал..."
По прибытии Андрея из Вышгорода ростовцы и суздальцы, вопреки распоряжению Юрия Долгорукого, посадившего в их городах своих младших сыновей Василия и Мстислава, единодушно избрали Андрея своим князем.
Боярство, однако, роптало: "Что за князь такой? Нет другого подобного ему на Руси! Точно не русский он, а половец дикий... Ни сидит с нами на советах, ни пирует, ни дает нам богатых имений на кормление. Прогоним его и возьмем на княжение младших его братьев!"
"Не для того оставил я Киев, чтобы вывозить из него старые порядки. Не буду я помрачать ума своего неумеренностью и пьянством. Оттого, быть может, и умер отец мой, что без меры веселился на пиру у Петрилы. Ведают все на Руси, как подносится яд в хмельных чашах", -- говорил Андрей своим сыновьям.
Узнав о том, что бояре вознамерились поссорить его с младшими братьями, Андрей одним махом расправился с заговорщиками. Одних бояр он заточил, других отправил в изгнание, третьих лишил власти и состояния. Заодно Андрей изгнал из Суздальского княжества своих конкурентов -- братьев Василька и Мстислава с женами и детьми, а также и малолетнего брата Всеволода с его матерью -- дочерью византийского императора. Изгнанники нашли приют в Константинополе.
Андрей стремился к самовластному правлению, поэтому перенес столицу княжества во Владимир. В старых городах власть князя считалась ниже вечевой власти, а во Владимире, который был обязан Андрею своим возвышением, воля князя была определяющей.
Город сильно разросся. Еще до "воцарения" Андрея население Южной Руси, измученное опустошительными набегами половцев, кровавыми стычками князей и засильем ростовщиков, дравших с торгово-ремесленного люда непомерную мзду, потянулось на спокойный север. Переселенцев принимали приветливо, помогали устроиться на новом месте и давали, по свидетельству летописи, "ссуду немалую" на обустройство. Мечтая, чтобы Владимир сравнялся красотой и величием с Киевом, Андрей ничего не жалел на строительство церквей и украшение города. Приглашал даже западных мастеров.
"Сын Юрия Андрей не думал уже переселяться в Киев, а хотел, оставаясь в суздальской земле, властвовать над Киевом и прочими русскими землями таким образом, чтобы суздальская земля приобрела то значение первенствующей земли, какое было прежде за Киевом. С Андрея начинает обозначаться яркими чертами самобытность суздальско-ростовской земли и вместе с тем стремление к первенству в русском мире. В эту-то эпоху выступил в первый раз на историческое поприще народ великорусский", -- пишет Н.И. Костомаров.
Однако памятника Андрею Боголюбскому, круто изменившему путь развития Руси, нет не только в Москве, но и в столь им любимом и столь ему обязанном Владимире.
"ХРИСТОЛЮБЕЦ" ПОКОНЧИЛ С КИЕВСКОЙ РУСЬЮ
В 1167 г. на киевский престол сел правнук Мономаха отважный волынский князь Мстислав Изяславич, известный своими победами над половцами. Его дядя Владимир Мстиславич, мечтая свергнуть с престола племянника, попытался устроить заговор, но тайна раскрылась, и он бежал к Андрею Боголюбскому. Вскоре к ростово-суздальскому князю примкнул и князь Святослав Ростиславич. Его изгнали новгородцы, хотя когда-то он был принят ими по указанию Боголюбского. Андрей Юрьевич потребовал принять Святослава обратно, но новгородцы отказались и попросили себе князя у киевского государя. В тот момент Мстислав Изяславич готовился дать решительный бой половцам. Собранное им русское войско вступило в половецкие степи и одержало блестящую победу над противником.
Вернувшись из похода, он вспомнил о новгородцах и послал им в князья своего сына Романа. Это был вызов Андрею Боголюбскому, который желал единолично управлять всеми русскими землями, в том числе новгородскими. Сговорившись с Владимиром Мстиславичем, с Ростиславичами (детьми предыдущего великого князя Ростислава Мстиславича Блаженного) и другими князьями, которым не угодил киевский государь, "благоверный и христолюбивый", как называет его летописец, Андрей собрал многочисленную рать, поставил во главе ее своего сына Мстислава, и войско одиннадцати русских князей двинулось с разных сторон к Киеву, чтобы разгромить свою столицу. В начале марта 1169 г. захватчики заложили стан близ Кирилловского монастыря и постепенно окружили город.
Два дня оборонялся великий князь, а на третий вынужден был оставить Киев, который пал от очередного приступа. До этого еще никто не входил в его Золотые ворота силой. В течение двух дней победители грабили город -- "Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Взяли множество богатства, церкви обнажили, сорвали в них иконы, и ризы, и колоколы, взяли книги, все вынесли смоляне, и суздальцы, и черниговцы. А половцы зажгли монастырь Печерский святой Богородицы".
После разгрома Киева Боголюбский объявил себя великим князем, а в бывшей столице Руси посадил своего брата Глеба. Так центр государства переместился в город Владимир. Андрей достиг своей цели. Сожженный, разграбленный и поруганный древний Киев потерял свое старейшинство.
Но Андрей на этом не остановился, он решил подчинить себе и Новгород, в котором сидел сын Мстислава Роман. Поход состоялся в 1170 г. То же войско, творя разбой и насилие на своем пути, двинулось к новгородским землям. Но у новгородцев была заступница, которой не оказалось у киевлян. Во время боя архиепископ Иоанн вышел с иконой Божьей Матери на крепостную стену. Тучи стрел посыпались на них, но все пролетели мимо. Враги смешались и отступили. Затем воодушевленные новгородцы во главе с Романом дали войску Боголюбского сражение за стенами города и одержали полную победу. Чудотворная икона, спасшая Новгород от захватчиков, получила наименование Знаменской Божьей Матери.
Злодейская расправа с Киевом не осталась безнаказанной. Через пять лет Боголюбский был предательски убит свояками Кучковичами (Андрей был женат на Улите, дочери Степана Кучки) в своем замке в Боголюбове. Дворец его разграбили, а обнаженное тело великого князя бросили в огороде, и только один человек -- слуга Андрея Кузьма (по иронии судьбы, киевлянин) -- оплакал своего господина.