1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №70 (1714) за 29.03.2004

"МАТЬ ГОРОДОВ РУССКИХ" РАСТЕРЗАЛИ СЫНОВЬЯ

Напротив мэрии Москвы стоит памятник князю, который всю свою жизнь мечтал о Киеве. По словам летописцев, Юрий Долгорукий был человек завистливый, честолюбивый, хитрый, но и храбрый. Любовью не пользовался ни у народа, ни у князей, скорее наоборот, но снискал себе репутацию искусного воина. "История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество". Н.М. Карамзин

"ДОЛГИЕ РУКИ" ДОТЯНУЛИСЬ ДО "ЗОЛОТОГО СТОЛА"

Князь Юрий Долгорукий, основавший Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Кострому и др. города, считается также и основателем Москвы, но из летописи известно лишь о том, что он ею владел и устроил там в 1147 г. "обед силен" для своего союзника в борьбе за киевский престол -- черниговского князя Святослава Ольговича. До этого Москва была крупным имением Степана Кучки, который, видимо, и основал будущую столицу России. Князь, казнив боярина за какую-то провинность, присвоил себе его "недвижимость" (по некоторым сведениям, Юрий Долгорукий узнал, что боярин Кучка посадил под замок свою жену, которая изменяла ему с князем, прибыл в Москву и решил проблему по-своему -- зарезал ревнивого мужа). В память о боярине Кучке Москву еще долго называли Кучковым.

В.И. Даль в своем "Толковом словаре" косвенно подтверждает летописные свидетельства: "Всем известно довольно загадочное явление, что в Москве нет сорок; народное поверье изгнало их за 40 верст из Москвы; но они есть гораздо ближе, хотя, сколько мне известно, никто не видал, чтобы сорока залетала в самую Москву. На это сложено несколько поэтических сказок; Москва основана на том месте, где убит боярин Кучка; его предала сорока неуместным стрекотаньем своим, когда он спрятался под кустом; он ее проклял умирая и сороки исчезли оттуда навсегда".

В 1125 г. скончался всеми любимый Владимир Мономах. Его младший сын Юрий получил по смерти отца в удел Ростово-Суздальское княжество. Управляя северными русскими землями, Юрий Владимирович -- брат княживших поочередно в Киеве Мстислава, Ярополка и Вячеслава, считал себя прямым наследником великокняжеского престола и добивался его всю жизнь. В те времена существовал порядок так называемого "лествичного восхождения" -- после смерти великого князя его место занимал старший в роду. Споры из-за старшинства среди расплодившегося потомства легендарного Рюрика рождали бесконечные кровопролитные междоусобные "разборки".

Юрий, в отличие от своего отца Владимира Мономаха, который дважды отказывался от великокняжеского престола в пользу старших родственников, не желал ждать своей очереди. Воспользовавшись смертью Мстислава, он в 1132 г. захватил город Переяславль (современный Переяслав-Хмельницкий), но удерживал его всего 8 дней. Не удалась его попытка занять Переяславль и в 1135 г., во время княжения Ярополка. В 1139 г., после смерти Ярополка, великокняжеский престол перешел к Вячеславу, но тот, дабы избежать кровопролития, добровольно уступил его черниговскому князю Всеволоду, старшему из Ольговичей -- соперников Мономаховичей. Однако в 1146 г. Изяслав Мстиславич, внук Владимира Мономаха, по призыву киевских бояр, которым были не по нраву сварливые Ольговичи, изгнал из Киева великого князя Игоря, сменившего умершего брата Всеволода, и заточил его в темницу (затем Игорь постригся в монахи, но был все же зверски убит киевлянами). Лествичное право было нарушено, и в 1147 г. Юрий Долгорукий возобновил борьбу. В 1149 г., одержав победу над Изяславом, он занял Киев, однако в 1151-м потерпел поражение от племянника, который отбил у своего дяди великокняжеский престол. Южные князья и их бояре прозвали Юрия Долгоруким, говоря: "Долги руки у Юрия! Из угла своего медвежьего хочет дотянуться до золотого стола!"

В 1155 г. властолюбивый князь вновь овладел Киевом и назначил на ключевые посты суздальских бояр. Но два года спустя, заболев после пира у боярина Петрилы, он через пять дней скончался. Киевляне воспринимали Юрия как оккупанта. Сражаясь за великокняжеский престол, суздальский князь несколько раз водил на Русь половцев, а русских на половцев -- ни разу. Поэтому после его смерти киевляне разграбили его дворец и загородную "резиденцию", а суздальцев перебили. Самого же Юрия схоронили за городом, считая его недостойным лежать рядом с Мономаховичами.

Заслуги Юрия Долгорукого по отношению к Москве достаточно скромны. Он, правда, соорудил в ней первый кремль -- деревянный. Своим же будущим столичным статусом Москва по существу обязана Андрею Боголюбскому -- сыну Юрия и его первой жены, дочки половецкого хана. Усилиями Андрея, выросшего в Суздале и не любившего южнорусские земли, центр средневековой Руси переместился на север, что создало предпосылки для возвышения Москвы.

ВЫШГОРОДСКАЯ БОГОМАТЕРЬ СТАЛА ВЛАДИМИРСКОЙ

Утвердившись в Киеве, Юрий посадил Андрея в Вышгороде. В тамошнем женском монастыре тогда находилась древняя икона Богоматери, подаренная византийским патриархом Лукой Хрисовергом великому князю Киевскому Юрию Долгорукому (до 450 года она хранилась в Иерусалиме, а потом была перевезена в Константинополь). Икона эта была удивительная -- в вышгородском монастыре она сама дважды поднималась в воздух. По преданию, образ Святой Марии был написан евангелистом Лукой на доске того стола, на котором в юности Христа трапезовали сам Иисус, его мать и Иосиф. Когда Лука показал это изображение Божьей Матери, она умилилась и сказала: "Отныне ублажат Меня все роды", и добавила: "Благодать Родившегося от Меня и Моя с сей иконой да будут". Эту-то святыню вместе с великим благословением Божьим Андрей задумал увезти в суздальские земли.

Уговорив священника Николая и дьякона Нестора ему помочь, князь ночью вынес чудотворную икону из монастыря и вместе с женой и дружиной тотчас выехал в свои любимые северные земли, рискуя вызвать на свою голову гнев отца. Как пишет историк Н.И.Костомаров, "в голове Андрея была мысль поднять город Владимир выше старейших городов Суздаля и Ростова, но он хранил эту мысль до поры до времени втайне, а потому проехал Владимир с иконою мимо и не оставил ее там, где, по его плану, ей впоследствии быть надлежало. Но не хотел Андрей везти ее ни в Суздаль, ни в Ростов, потому что, по его расчету, этим городам не следовало давать первенства. За десять верст от Владимира по пути в Суздаль произошло чудо: кони под иконою вдруг стали; запрягают других посильнее, и те не могут сдвинуть воза с места. Остановились, раскинули шатер. Князь заснул, а поутру объявил, что ему являлась во сне Божия Матерь с хартиею в руке, приказала не везти ее икону в Ростов, а поставить во Владимире; на том же месте, где произошло видение, соорудить каменную церковь во имя Рождества Богородицы".

Андрей на этом месте построил село Боголюбово и богатую каменную церковь, в которую временно поместил чудесную икону.

Затем за два года князь выстроил во Владимире великолепный Успенский собор, в который и перенес икону Божьей Матери, получившую с тех пор наименование Владимирской. Многие чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить празднование Покрова Божьей Матери.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. В 1395 г., во время нашествия Тимура (Тамерлана) Владимирскую икону Богоматери перенесли в Москву. До 1917 г. она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, а после Октябрьской революции была передана в Третьяковскую галерею. В 2000 г. легендарную икону переместили из музейной экспозиции в церковь Николы-в-Толмачах, входящую в комплекс Третьяковской галереи.

ПЕРВЫЙ НЕКОРОНОВАННЫЙ РУССКИЙ ЦАРЬ

Российский историк В.Н.Татищев так описывает характер Андрея: "Мужественен был в брани, любитель правды, храбрости его ради все князья его боялись и почитали, хотя часто и с женами и дружиной веселился, но жены и вино им не обладали. Он всегда к расправе и распорядку был готов, для того мало спал, но много книг читал..."

По прибытии Андрея из Вышгорода ростовцы и суздальцы, вопреки распоряжению Юрия Долгорукого, посадившего в их городах своих младших сыновей Василия и Мстислава, единодушно избрали Андрея своим князем.

Боярство, однако, роптало: "Что за князь такой? Нет другого подобного ему на Руси! Точно не русский он, а половец дикий... Ни сидит с нами на советах, ни пирует, ни дает нам богатых имений на кормление. Прогоним его и возьмем на княжение младших его братьев!"

"Не для того оставил я Киев, чтобы вывозить из него старые порядки. Не буду я помрачать ума своего неумеренностью и пьянством. Оттого, быть может, и умер отец мой, что без меры веселился на пиру у Петрилы. Ведают все на Руси, как подносится яд в хмельных чашах", -- говорил Андрей своим сыновьям.

Узнав о том, что бояре вознамерились поссорить его с младшими братьями, Андрей одним махом расправился с заговорщиками. Одних бояр он заточил, других отправил в изгнание, третьих лишил власти и состояния. Заодно Андрей изгнал из Суздальского княжества своих конкурентов -- братьев Василька и Мстислава с женами и детьми, а также и малолетнего брата Всеволода с его матерью -- дочерью византийского императора. Изгнанники нашли приют в Константинополе.

Андрей стремился к самовластному правлению, поэтому перенес столицу княжества во Владимир. В старых городах власть князя считалась ниже вечевой власти, а во Владимире, который был обязан Андрею своим возвышением, воля князя была определяющей.

Город сильно разросся. Еще до "воцарения" Андрея население Южной Руси, измученное опустошительными набегами половцев, кровавыми стычками князей и засильем ростовщиков, дравших с торгово-ремесленного люда непомерную мзду, потянулось на спокойный север. Переселенцев принимали приветливо, помогали устроиться на новом месте и давали, по свидетельству летописи, "ссуду немалую" на обустройство. Мечтая, чтобы Владимир сравнялся красотой и величием с Киевом, Андрей ничего не жалел на строительство церквей и украшение города. Приглашал даже западных мастеров.

"Сын Юрия Андрей не думал уже переселяться в Киев, а хотел, оставаясь в суздальской земле, властвовать над Киевом и прочими русскими землями таким образом, чтобы суздальская земля приобрела то значение первенствующей земли, какое было прежде за Киевом. С Андрея начинает обозначаться яркими чертами самобытность суздальско-ростовской земли и вместе с тем стремление к первенству в русском мире. В эту-то эпоху выступил в первый раз на историческое поприще народ великорусский", -- пишет Н.И. Костомаров.

Однако памятника Андрею Боголюбскому, круто изменившему путь развития Руси, нет не только в Москве, но и в столь им любимом и столь ему обязанном Владимире.

"ХРИСТОЛЮБЕЦ" ПОКОНЧИЛ С КИЕВСКОЙ РУСЬЮ

В 1167 г. на киевский престол сел правнук Мономаха отважный волынский князь Мстислав Изяславич, известный своими победами над половцами. Его дядя Владимир Мстиславич, мечтая свергнуть с престола племянника, попытался устроить заговор, но тайна раскрылась, и он бежал к Андрею Боголюбскому. Вскоре к ростово-суздальскому князю примкнул и князь Святослав Ростиславич. Его изгнали новгородцы, хотя когда-то он был принят ими по указанию Боголюбского. Андрей Юрьевич потребовал принять Святослава обратно, но новгородцы отказались и попросили себе князя у киевского государя. В тот момент Мстислав Изяславич готовился дать решительный бой половцам. Собранное им русское войско вступило в половецкие степи и одержало блестящую победу над противником.

Вернувшись из похода, он вспомнил о новгородцах и послал им в князья своего сына Романа. Это был вызов Андрею Боголюбскому, который желал единолично управлять всеми русскими землями, в том числе новгородскими. Сговорившись с Владимиром Мстиславичем, с Ростиславичами (детьми предыдущего великого князя Ростислава Мстиславича Блаженного) и другими князьями, которым не угодил киевский государь, "благоверный и христолюбивый", как называет его летописец, Андрей собрал многочисленную рать, поставил во главе ее своего сына Мстислава, и войско одиннадцати русских князей двинулось с разных сторон к Киеву, чтобы разгромить свою столицу. В начале марта 1169 г. захватчики заложили стан близ Кирилловского монастыря и постепенно окружили город.

Два дня оборонялся великий князь, а на третий вынужден был оставить Киев, который пал от очередного приступа. До этого еще никто не входил в его Золотые ворота силой. В течение двух дней победители грабили город -- "Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Взяли множество богатства, церкви обнажили, сорвали в них иконы, и ризы, и колоколы, взяли книги, все вынесли смоляне, и суздальцы, и черниговцы. А половцы зажгли монастырь Печерский святой Богородицы".

После разгрома Киева Боголюбский объявил себя великим князем, а в бывшей столице Руси посадил своего брата Глеба. Так центр государства переместился в город Владимир. Андрей достиг своей цели. Сожженный, разграбленный и поруганный древний Киев потерял свое старейшинство.

Но Андрей на этом не остановился, он решил подчинить себе и Новгород, в котором сидел сын Мстислава Роман. Поход состоялся в 1170 г. То же войско, творя разбой и насилие на своем пути, двинулось к новгородским землям. Но у новгородцев была заступница, которой не оказалось у киевлян. Во время боя архиепископ Иоанн вышел с иконой Божьей Матери на крепостную стену. Тучи стрел посыпались на них, но все пролетели мимо. Враги смешались и отступили. Затем воодушевленные новгородцы во главе с Романом дали войску Боголюбского сражение за стенами города и одержали полную победу. Чудотворная икона, спасшая Новгород от захватчиков, получила наименование Знаменской Божьей Матери.

Злодейская расправа с Киевом не осталась безнаказанной. Через пять лет Боголюбский был предательски убит свояками Кучковичами (Андрей был женат на Улите, дочери Степана Кучки) в своем замке в Боголюбове. Дворец его разграбили, а обнаженное тело великого князя бросили в огороде, и только один человек -- слуга Андрея Кузьма (по иронии судьбы, киевлянин) -- оплакал своего господина.