1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №71 (1715) за 30.03.2004

ВЗРЫВ В СТОЛИЧНОМ МЕТРО

Это случилось в минувшую субботу в 1.30. В тоннеле, между станциями метро "Республиканский стадион" и "Площадь Льва Толстого". За сто метров до последней в вагоне прогремел взрыв (полностью деформирован пятый вагон, что мешало машинисту доехать до платформы). Начала тлеть обшивка кресел и оснастка вагона, дым заполнил подземное пространство. Пассажиров охватила паника...

ПРИКАЗ: В МЕТРО НИКОГО НЕ ВПУСКАТЬ

Диспетчер охраны метрополитена сообщил в пожарно-спасательную службу Киева о ЧП. Дежурные по станциям получили приказ: закрыть их для входа пассажиров и организовать выход людей с поездов, перронов, эскалаторов. К станции "Площадь Льва Толстого" с визгом сирен начали прибывать машины спасателей, милиции, "скорой".

В вестибюль забегаем и мы с фотокором, в глаза бросается табличка: "Станция не работает по техническим причинам". Здесь же разворачивается штаб пожаротушения. Что творится под землей? Нам объясняют, что все силы брошены на спасение пассажиров. Машинист по громкоговорителю объявил об эвакуации уцелевших пассажиров по тоннелю. Если же связь испорчена, ему придется бежать к каждому вагону и направлять народ в сторону станции, для этого на полную мощность включаются фары поезда.

Спасатели и метрополитеновцы достают чертежи, чтобы оценить состояние тоннеля, повреждения поезда и организовать спасение людей. Для этого включается система теленаблюдения по станции, на экране ноутбука видно, что творится в разных участках "подземки".

Справка "Сегодня" Станция "Площадь Льва Толстого": высота -- 60 м, подъема эскалатора (их три) -- 52 м. Через нее за сутки проезжает 210 тыс. пассажиров (в час -- 24 тыс. человек, из них 16 тыс. идут на переход к станции "Дворец спорта" и 8 тыс. поднимаются на пл. Льва Толстого). Сооружение состоит из верхнего вестибюля, эскалаторного тоннеля, платформы. Наверху -- кассовый и машинный залы. Всего -- 50 помещений, штат станции (на момент ЧП) -- 8 человек.

БАБУШКИ В ПРОТИВОГАЗАХ -- ЭТО НЕ СМЕШНО

Спускаемся со спасателями на перрон. На встречу поднимаются станционные работники. Непривычно, скажу я вам, видеть бабушек-уборщиц в противогазах. В конце эскалаторного марша виден дым, спасатели спешат вниз. Монотонные объявления о ЧП с рекомендациями без паники покинуть станцию перебивает топот сапогов и сопение спасателей в масках. Они немногословны. Ситуация такова: температура повышенная, помещение полностью заполнено дымом. Задача N1 -- спасти и эвакуировать пассажиров.

На станции суматоха. В дыму исчезают один за другим пожарные расчеты по 8 человек, уже протянули в тоннель пожарный рукав. Вижу, как сквозь дым светится красным табличка "Вход в тоннель разрешен". Нас дальше не пускают. Метрополитеновцы в противогазах и с фонарями в руках выводят на станцию пострадавших, которых тут же поднимают вверх по эскалатору.

Появляются несколько спасателей с табличкой "Медпункт". Вскоре из тоннеля приносят первого раненого на носилках, его осматривает врач и цепляет на руку бирку. В ней указывают имя и фамилию человека (если тот может говорить) и ставят порядковый номер для направления в больницу или в... морг. Первого спасенного поднимают на поверхность, за ним второго, третьего... десятого.

СОЛДАТЫ УЛЫБАЛИСЬ ОТ БОЛИ

Вы, наверное, уже догадались, что на самом деле поезд был взорван условно. Но все происходило по описанному сценарию. Роль пассажиров исполняли 150 солдат (кстати, впервые на учениях). 15 из них вынесли на носилках, имитировались всевозможные травмы (перевязанные рука, нога, шея, голова), правда, солдаты не могли сдержать смех. Представьте, бойца на носилках кладут на пол и на него нацелены с десяток фотоаппаратов. Трудно не заулыбаться. А одного выносили в палатке и с размаху опустили на ступеньки бегущей дорожки, служивый аж простонал: "Ребята, осторожнее, убьете!" Добавьте то, что его перевязали бинтами и несли сто метров по тоннелю. Впрочем, без синяков трудно чему-либо научиться, солдаты хорошо исполняли роль "жертв". Кстати, "дым", которого было предостаточно на станции, выдувала театральная дымовая машина.

Откровенно говоря, многое выглядело наигранно. Да и присутствие журналистов мешало проведению учений (они проходили несколько ночей до этого). Иногда пожарным приходилось обходить толпу "папарацци", чтобы подойти к началу тоннеля.

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

С 1977 года в мире случилось 15 терактов в метро: самый последний в Москве (погибли 39 человек, сотни получили ранения). В Баку (1995 год) от теракта погибли 289 человек, 300 попали в больницы). Врывали "подземку" и в Париже, а метро в Токио пережило "газовую атаку" пострадали -- 5500 человек. Поэтому киевский пожарно-спасательный гарнизон проводит ежемесячные учения на разных станциях метро. Не стоит забывать пожар на "Лукьяновской" (1998 год), когда 16 киевлян были отрезаны от поверхности дымовой завесой.

Вскоре объявили, что последствия ЧП ликвидированы. Чиновники озвучили плюсы и минусы в работе пожарных, горноспасателей, аварийных служб города и дежурного персонала "подземки". Выводы, по всей видимости, сделают позже. Пока же было заявлено, что следующие учения начнут неожиданно для всех ответственных служб. Через три часа на станции появились пассажиры -- в метро начался обычный рабочий день. Дай Бог, чтобы эти учения нам не пригодились...

Кстати. На днях в одном из вагонов Калужско-Рижской линии московского метро в вагоне электропоезда, следовавшего от ст. "Сухаревская" до ст. "Проспект мира", был обнаружен пакет с большим количеством вещества, содержащего тротил. Пакет принес пассажир, которому он показался подозрительным. По факту возбуждено уголовное дело. Вестибюль ст. "Проспект мира" закрыли на вход и выход пассажиров на 38 минут.