1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №74 (1718) за 02.04.2004

БЕРЕМЕННЫЕ И ЛИЦЕИСТЫ ЗАДЕРЖАЛИ ПОДОРОЖАНИЕ ПРОЕЗДА

Прежде чем писать материал, решились на эксперимент -- неделю пользовались общественным транспортом, не уплатив и копейки. Забегая наперед, отметим, что не пересеклись ни с одним контролером, а от кондукторов отбивались привычным: "Нет денег!" Словом, эксперимент удался. Но в свете обещанного властями подорожания проезда, это не может не настораживать. Ведь самое обидное, что так, как мы, будут поступать тысячи киевлян. От отчаяния.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

От неразберихи с обещанным подорожанием может поехать крыша. Сначала горожан убеждали, что цена проезда составит 1 грн. в метро и 75 коп. в наземном транспорте (гривня, если покупаешь билет у кондуктора). Затем дают обоснования повышения, которые в Антимонопольном комитете Украины считают надуманными. Мэрия не согласна с АМКУ и делает "ход конем". Непонятно откуда появились транспортные профсоюзы, присылающие в редакции СМИ открытые письма мэру с просьбой увеличить стоимость проезда.

Затем оглашаются новые тарифы -- 80 коп. на все виды транспорта. Этот вариант отправляют на регистрацию в главное столичное управление юстиции, но получают отказ в регистрации. Запланированное на 14 марта повышение отменили. Однако чиновники настаивают на нем. В ход идут обращения транспортников, депо, профсоюзов, плюс на скорую руку созванные десять сессий районных депутатов, на которых принято решение в поддержку подорожания. На регистрацию в управление юстиции подан второй проект распоряжения, в котором предлагается увеличить тариф до 80 коп. (При этом чиновники признают, что от подорожания ситуация в сфере транспорта не улучшится, но повышать надо, дескать, 17-тысячный коллектив транспортников -- в бедственном положении.) Властям города снова отказали, но они не отступают, предоставив для регистрации третий проект.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

На заседании Киевского пресс-клуба чиновники в очередной раз основательно разъясняли журналистам, для чего это необходимо.

-- Мероприятие -- непопулярное, но без него нельзя. Если бы была возможность не повышать тарифы, городская власть этого не делала бы, -- поведал Владимир Яловой, секретарь Киеврады. -- Но тарифы в последние годы не поднимались, и транспорт дотировался из горбюджета. В прошлом году на это ушло 129 миллионов гривен. В этом, по расчетам, расходы составят около 250 миллионов. А транспорт должен самоокупаться. Однако даже при цене проезда в 80 копеек он будет убыточным. Но горбюджет перевыполняется, и мы рассчитываем без вреда для других его статей компенсировать расходы: по наземному транспорту -- около 29 миллионов гривен, подземному -- 10,5 миллиона. При покупке проездных платить придется меньше. Повышение будет незначительным. Мы учли стабильный рост зарплат. А около 40% пассажиров -- льготники. Горбюджет не может дотировать 150--180 тысяч человек, ежедневно приезжающих в столицу на работу, а также гостей и туристов -- они будут платить полностью.

-- Чтобы возместить убытки на 100%, цены нужно повысить еще в два раза, -- считает Владимир Гриненко, председатель постоянной комиссии транспорта и связи Киеврады. -- Госбюджет из 200 миллионов гривен компенсирует только 40. Не исключается проведение реорганизации столичного транспорта -- разрабатывается ее стратегия, схемы маршрутов, новые условия для перевозчиков. Город будет делать все для развития общественного транспорта. Кстати, в Москве с 1 апреля подорожал проезд в наземном транспорте: перевел на наши деньги -- 1 гривня 87 копеек.

За повышение и Василий Яструбинский, начальник главного управления по вопросам ценовой политики КГГА:

-- 50 копеек за проезд ввели еще в 2000-м. С того времени средняя и минимальная зарплаты и пенсии увеличились больше, чем вдвое. Если не будем повышать тарифы, что от этого выиграют киевляне? Люди должны знать о последствиях -- на рынок придет частник, а коммунальный транспорт постепенно вытеснится. Все, кто нас критикуют, видят сиюминутный момент, а что будет через год, никого не интересует. Я заявляю: тариф в 80 копеек -- экономически обоснован. Он рассчитан из затрат перевозки всех категорий населения.

Словом, государство и пальцем не ударило, чтобы удешевить перевозку пассажиров. Необходимо законодательно признать предприятия общественного транспорта бесприбыльными. Киев также предлагал разработать новую методику расчетов тарифов, но и это не нашло поддержки.

-- Городское управление юстиции возвратило первый проект распоряжения без регистрации, мотивируя тем, что мы превысили полномочия и установили дополнительные льготы двум категориям -- беременным женщинам и учащимся военного лицея имени Богуна, -- продолжил Яструбинский. -- Ликвидировав эти льготы, мы снова направили документ на регистрацию. Управление юстиции обратилось в Минэкономики с просьбой провести экономический анализ, что странно. Как по мне, за это отвечает городская власть, а управление -- за правовую основу распоряжения.

-- Ведется серьезная работа относительно решения транспортной проблемы, -- рассказал "Сегодня" Даниэль Карабаев, депутат Киеврады. -- Будет ли окончательно решен вопрос поднятия тарифов или задействуют другие механизмы, возможно, станет известно на следующей сессии Киеврады. Что касается подорожания проезда, считаю, что много и 80 копеек, и 1 гривня. Нужно сделать так, чтобы для социально незащищенных людей, а это в основном работники бюджетной сферы, транспорт был доступен.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ -- САМОЛЕТЫ?

Что же киевляне? 19,3% постараются меньше пользоваться гортранспортом после подорожания, сообщает УНИАН. 56,4% жителей столицы отрицательно относятся к подорожанию, 22,4% считают его "безобразием и позором", 8,2% воспринимают повышение нормально, 6,6% поддерживают. 3,5% -- все равно, они почти не пользуются транспортом, а вот 1,6% безразлично, поскольку они достаточно зарабатывают.

На самом деле, люди устали от ожидаемого повышения. В редакцию приходят письма о десятках трамвайных, троллейбусных, автобусных маршрутах, работа которых построена плохо. Читатели вопрошают: куда уходят деньги от рекламы в наземном транспорте, метро? По скромным подсчетам, суммы от этого равняются миллионам. Некоторые предлагают в виде эксперимента заставить руководство города неделю-две пользоваться исключительно общественным транспортом. Тогда чиновники наверняка поймут, сколько мы должны платить за проезд.

При этом жаль рядовых работников депо, водителей -- в троллейбусных, трамвайных депо и автопарках годами просят денег на замену оборудования, улучшение условий труда, соответствующих зарплат. На этом фоне заявление Минюста впечатляет...

"У нас есть распоряжение КГГА от 02.07.2001-го года под 13--52 о покупке самолета. Оно было рассмотрено на сессии Киеврады в мае 2001 года, и принято решение о покупке самолета типа FALKON. Он должен был обеспечить КГГА "авиаперевозки для проведения мероприятий общегосударственного и международного уровня", -- заявил Сергей Захарченко, председатель департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины. -- 15 миллионов гривен планировали выделить из горбюджета, но нашли только два. Остальное теперь нужно выплачивать в судебном порядке. Есть приказ, по которому нужно удержать с главного управления транспорта КГГА в пользу ЗАО "Техноцентр" 13 миллионов 232 тыс. грн. основного долга. Поэтому наложены аресты на все расчетные счета главного управления транспорта",-- сообщает пресс-служба Минюста.

В мэрии нет желающих комментировать эту ситуацию, а при выключенном диктофоне советуют подыскать другую тему для написания статьи. Зато по городу поползли анекдоты, мол, подорожание -- не что иное, как сбор денег на еще один самолет.