1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №74 (1718) за 02.04.2004

АДМИРАЛ МАКАРОВ ТОПИЛ И СТРОИЛ КОРАБЛИ,

Сто лет назад, 31 марта 1904 года по старому стилю, во время русско-японской войны у Порт-Артура на вражеской мине взорвался броненосец "Петропавловск". Сдетонировавшие у погребов боезапаса снаряды и мины заграждения разорвали корабль пополам и через две минуты он исчез под водой. О трагическом (утонуло около 700 матросов и офицеров), но рядовом для войны случае сегодня вряд ли вспомнили бы, не случись гибель выдающихся личностей -- вице-адмирала Степана Макарова и художника-баталиста Василия Верещагина.

О НЕМ СКОРБИЛИ ДАЖЕ ВРАГИ

Последний раз о Степане Осиповиче Макарове вспоминали во всеуслышанье почти два года назад, когда в Херсонском морском колледже заплакал левым глазом портрет адмирала (о чуде "Сегодня" писала). А ровно век назад русский флот скорбил о тяжелой утрате. "Что "Петропавловск"! -- говорили матросы. -- Макаров погиб -- голова пропала". Потрясение было столь сильным, что даже в столице враждующей Японии прошла траурная демонстрация по поводу гибели... русского адмирала. Популярный поэт Исикава Такубоку посвятил Макарову стихи, назвав его доблестным противником. А вот Николай II, узнав о трагедии, спокойно отправился на охоту.

Наш земляк из Николаева Степан Макаров внес множество новшеств в развитие русского флота на рубеже XIX--XX веков. Он был не только военным, но и географом, изобретателем в артиллерии, минно-торпедном деле и кораблестроении, создателем основы теории о непотопляемости судов.

Будучи выходцем из простой семьи, Макаров "сам себя сделал", потому боролся с бытовавшим на флоте протекционизмом. Степан Осипович поражал работоспособностью, но не переутомлялся. "Поймите, -- поучал он младших коллег, -- что нельзя ни наесться, ни напиться, ни выспаться за двое суток вперед".

ОТ КАДЕТА -- К АДМИРАЛУ

Макаров родился в 1848 году в семье прапорщика, через 10 лет переехавшей из Николаева в Николаевск-на-Амуре, где мальчика приняли в низшее отделение морского училища. Еще кадетом Степан начал плавать на военных кораблях Сибирской флотилии и эскадры Тихого океана. Прежде чем стать офицером, он четыре года служил гардемарином. В 1869 году Макарова произвели в мичманы.

Потом была служба на броненосной лодке "Русалка" в составе эскадры адмирала Бутакова. Однажды корабль получил небольшую пробоину от удара о скалу и едва не утонул из-за отсутствия нужных водоотливных средств. Макаров изучил причины аварий судов. Он занялся системой непотопляемости кораблей, предложил новые устройства, в том числе и пластырь для заделки пробоин ("макаровский пластырь").

Изобретения Макарова Способ быстрой разводки пара, не портя котлов. Пары стали разводиться в семь с половиной минут -- раньше на это требовалось около шести часов.

Часть предложений мичмана внедрили. Однако самое важное -- выравнивание корабля затоплением неповрежденных отделений -- Морской технический комитет посчитал ересью. Понадобилось 35 лет, Цусимское сражение и гибель самого Макарова, чтобы доказать правильность идеи. Академик Крылов вспоминал, что Степан Осипович предлагал построить учебное водяное судно, чтобы приучить экипажи к управлению кораблем во время аварии.

Увы, почти все прогрессивные разработки Макарова рубились на корню высшим руководством флота империи. Если и вводились, то со скрипом, в то время, как во многих странах их внедряли мгновенно, что приносило вред Российскому государству. Кстати, морская тактика преподавалась по Макарову даже в далекой Аргентине, чему сам адмирал, узнав, был удивлен. В 1872 году разрабатывавший проекты кораблей адмирал Попов вызвал молодого изобретателя (уже лейтенанта) в свое распоряжение. Макаров продолжил работу над непотопляемостью кораблей.

КТО ХОЗЯИН В ЧЕРНОМ МОРЕ?

Парижский трактат 1856 года лишил Россию права иметь в Черном море боевой флот. За несколько лет до русско-турецкой войны 1877--1878 годов документ был аннулирован, но мощный флот там не успели создать. А вот противник имел много судов с сильной артиллерией. Макаров предложил использовать быстроходные пароходы с подъемными минными катерами. Под покровом ночи маленькие суда быстро опускались на воду и атаковали минами неприятельские корабли. После атаки катера отходили к пароходу, их поднимали на палубу, и большое судно быстро удалялось. Чиновники морского министерства опять-таки противились новшеству.

Когда Макарова назначили командиром парохода "Великий князь Константин", он вооружил судно артиллерией и четырьмя минными катерами. После объявления войны решил проверить на практике свои разработки. Атака на батумском рейде потерпела неудачу -- мина не взорвалась. Зато последующие атаки принесли успех -- подорван сторожевой корабль и пробит броненосец. "Константин" погубил много торговых судов турков, уже не остававшихся на ночь у русских берегов. Степан Осипович впервые использовал самодвижущиеся мины Уайтхеда (торпеды). Это привело к развитию минных катеров -- предшественников торпедных катеров и эскадренных миноносцев. А пароход "Константин" стал прообразом плавучих баз. В сентябре 1877 года Макарова снова повышают по службе: сначала он -- капитан-лейтенант, через три месяца -- капитан 2-го ранга.

Изобретения Макарова Превратил мину из оборонительного оружия в наступательное, предложил использовать в минах пироксилин (недаром адмирала прозвали "дедушкой минного флота").

БАЛАМ И ПИКНИКАМ ПРЕДПОЧИТАЛ НАУКУ

После войны Макаров стал командиром парохода "Тамань", на котором по собственным приборам исследовал течения в Босфоре. К слову, другие командиры кораблей в это время пропадали на пикниках, балах, раутах. До Макарова никто не знал об обратном подводном течении из Средиземного моря в Черное, если не принимать всерьез поверья. Степан Осипович определил скорость течения на разных глубинах, температуру и плотность воды. Как военный, он доказывал возможность использования подводного оружия -- мин, а позднее и субмарин.

Изобретения Макарова Первым в мире выдвинул идею быстроходных минных заградителей. Разработал основные элементы кораблей, предназначенных для постановки минных заграждений у берегов противника.

Макаров занимался мелководными судами для плавания по Аральскому морю и рекам Амударья и Сырдарья. Он разработал приспособления для подъема тяжестей и лошадей и буксировки ботов.

Как океанолог Макаров считается основоположником учения о проливах Мирового океана, которые исследовал во время кругосветного путешествия (1886--1889) на военном корвете "Витязь". Посетив порта Европы, Америки и Японии и пройдя свыше 33 тыс. миль под парами и более 25 тыс. под парусами, судно вернулось в Кронштадт. По завершении плавания Макаров написал труд "Витязь" и Тихий океан". В 41 год он стал самым молодым контр-адмиралом российского флота, еще шесть лет понадобилось для получения звания вице-адмирала.

Изобретения Макарова Для бронебойных снарядов предложил колпаки из мягкой стали, увеличивших пробивную силу. Изобретение не засекретили, и "макаровские колпаки" скоро появились во всех иностранных флотах. Они применяются в бронебойных снарядах по сей день не только в морской артиллерии. Изобретение сулило Макарову миллионы, но он его так и не запатентовал.

ПРИКАЗ "О ПРИГОТОВЛЕНИИ ЩЕЙ"

В ноябре 1894 году Макарова назначили командующим эскадрой Средиземного моря, которую в критический период переговоров с Японией направили на Дальний Восток. Никакого боевого устава и тактики о ведении морского боя в те дни на флоте не было. Встал вопрос, как вести сражение? Засучив рукава, адмирал написал ценные работы о тактике морского боя. Его решительность подчеркивает правило: "Если вы встретите слабейшее судно -- нападайте, если равное себе -- нападайте, если сильнее себя -- тоже нападайте". Со временем обстановка на Дальнем Востоке разрядилась, и Степан Осипович возвратился в Кронштадт.

Очень редко Макаров терял самообладание. Делал резкие выговоры и грозил судом, когда подчиненный пытался "утопить" срочное дело в бюрократической пучине. "Весь дисциплинарный устав, -- утверждал адмирал, -- полностью убирается в одну форму присяги: "не токмо за страх, но и за совесть".

Несмотря на твердость и бескомпромиссность, Макаров не был деспотом. Наоборот, он слыл достаточно скромным и неприхотливым в быту человеком. За время службы к его рукам не прилипло ни единой казенной копейки. Мало того, за личный счет адмирал платил жалованье машинистке, работавшей по вечерам, хотя проще было потребовать писаря или штабного чиновника. Отправляющие ночью срочные служебные доклады получали вознаграждение опять же из кошелька Макарова. После смерти Степана Осиповича его семье не осталось ничего, кроме небольших долгов и славного имени. Следует заметить, что адмиральская супруга питала слабость к светским развлечениям, а поскольку жалованья мужа не хватало, то приходилось брать деньги взаймы. Кстати, их сын Вадим в годы гражданской войны воевал в армии Колчака, и вся семья Макаровых эмигрировала из России.

При постройке кораблей адмирал обращал внимание на улучшение кубриков для матросов, а в дальних походах налаживал быт и досуг команды. Он считал, что быть в море -- значит быть дома. В бытность Макарова военным губернатором Кронштадта особое внимание уделялось здоровью матросов и их питанию. Степан Осипович издал инструкцию о печении хлеба и приказ "О приготовлении щей". Мол, пример следует брать с коков Черноморского флота -- у них самые наваристые борщи.

ЛЕДОКОЛ ПОМОГ ПОСТРОИТЬ МЕНДЕЛЕЕВ

"Если сравнить Россию со зданием, нельзя не признать, что фасад его выходит на Северный Ледовитый океан", -- доказывал необходимость освоения акватории Макаров. Адмирал был уверен, что с полярными льдами бороться можно, но не смог убедить в этом других. Под наблюдением Макарова и при содействии Дмитрия Менделеева, "выбившего" у министра финансов Витте средства, в Англии построили первый в мире мощный ледокол "Ермак". Адмирал "обмел бородой" все помещения и механизмы на корабле, предложив изменить конструкцию ледокола. Передний винт всасывал воду из-подо льда и делал под ним пустоту, помогая панцирю обламываться под давлением набегающего судна.

В марте 1899 года ледокол совершил триумфальное плавание, подойдя к Большому Кронштадтскому рейду и освободив из ледового плена ряд пароходов. "Ермака" встречали толпы народа. Макаров утверждал, что имеющий ледоколы флот может командовать морем, даже если он и слабее флота противника, не умеющего бороться со льдами. Степан Осипович желал на ледоколе достичь Северного полюса. Однако недоброжелатели ставили палки в колеса и радовались его неудачам. Создание ледокольного флота было не под силу технически отсталой России. Гибель помешала адмиралу в освоении Ледовитого океана. А "Ермак" почти на 60 лет пережил создателя.

ЯПОНЦЫ НАШЛИ НА ДНЕ ШИНЕЛЬ МАКАРОВА

Макаров считал, что Россия должна иметь три флота: на Балтике, на Черном море и на Дальнем Востоке. Адмирал предупреждал о войне с Японией, к которой нужно серьезно подготовиться. Руководители царского правительства проигнорировали его слова. Русский флот оказался плохо подготовлен к войне.

Когда положение Тихоокеанского флота стало тяжелым, 1 февраля 1904 года Макарова назначили его командующим, давно настаивавшего, что его место -- на Востоке. Менее чем за два месяца вице-адмирал поднял дух личного состава и подготовил флот к боевым действиям, организовал регулярную разведку, усилил оборону крепости с моря. Он лично руководил отражением атак японских миноносцев, выходами эскадры навстречу противнику и не допускал безнаказанного обстрела флота и крепости. Степан Осипович конфликтовал с высшим начальством, потому не раз поднимал вопрос о своей отставке с должности командующего флотом. Например, он требовал срочной посылки в Порт-Артур миноносцев, но ему отказали "по техническим причинам".

Однажды в Порт-Артуре Макаров выслал на разведку два миноносца, что закончилось встречей с японскими миноносцами и гибелью "Стерегущего". Узнав о тяжелом положении судна, вице-алмирал перешел на быстроходный крейсер "Новик" и вместе с крейсером "Баян" направился на выручку, заставив японцев отступить. Смелый выход командующего флотом на слабо бронированном судне для выручки погибавшего корабля еще выше поднял его в глазах личного состава.

...Спустя год после гибели "Петропавловска" (кое-кто обвиняет в оплошности именно Макарова, принявшего ночью расставляющие мины вражеские корабли за свои) японские водолазы обнаружили носовую часть судна на глубине 36 м и останки 6 русских моряков. По документам опознали контр-адмирала Моласа. Среди находок была и шинель Макарова. Погибших похоронили с почестями на военном кладбище Порт-Артура 24 июня 1913 года. Кстати, спаслись несколько десятков человек, в частности, князь Кирилл Романов -- начальник военно-морского отдела штаба Макарова.

P.S. О художнике Василии Верещагине читайте в ближайших номерах газеты.