1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №75 (1719) за 03.04.2004

КАК НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ СПАСАЛ ПОСТРАДАВШИХ В АВИАКАТАСТРОФЕ

Кому из нас не хотелось хоть минутку побыть героем, спасти чью-то жизнь и ощутить, что не зря коптим небо. Вот и я до сих пор с завистью поглядываю на пожарных, медиков "скорой" и саперов, которые, рискуя собственной жизнью, совершают каждый день незаметные большинству подвиги. Поэтому, когда коллеги из пресс-службы МЧС предложили мне принять участие в операции вместе с авиаторами-спасателями, я согласился не раздумывая.

И вот спозаранку мчусь на микроавтобусе главного управления МЧС в Нежин. Именно в этом гоголевском городке находится воинская часть министерства, занимающаяся спасением с воздуха. По дороге обсуждаем нынешнее состояние дел в авиационной области. Крылатые спасатели в последнее время не знают отдыха: то рыбаки на льдине затерялись, то пропала связь с сейнером в Черном море, то военный самолет сел прямо в поле. Всех надо найти и спасти, но не всегда это удается. Затем мне сообщают о предстоящей операции: задача -- оказать помощь экипажу совершившего вынужденную посадку в поле пассажирского самолета Ан-24. Есть раненые, одного из них придется поднимать на лебедке.

Прибыв на место, наталкиваюсь на толпу мужиков в камуфляжной форме. Оказывается, на тренировку собрались начальники пожарных частей всех районов Черниговской области. Приехали, чтобы научиться работать вместе с авиаспасателями. До сих пор подобное сотрудничество осуществлялось лишь эпизодически. "Пожарные других областей завидуют, что у нас под боком авиационная часть. А мы не пользуемся этим благом", -- сетует начальник облуправления МЧС Юрий Федоров. По его словам, авиаторы могли бы помочь и при тушении лесных пожаров, и на объектах нефтяников. Так что содружество ведомств только начинается.

Между тем всех приглашают на пункт связи к диспетчеру: близится время "Ч". В маленькое помещение, где сидят дежурные аэропорта и старший оперативный дежурный части, набивается целая толпа. Пока не началась тренировка, пожарные переговариваются, глазея на авиационные карты, развешанные по комнате. Среди них -- схема всех воздушных коридоров, проходящих над Черниговской областью. Судя по ней, движение над регионом напоминает центр столицы в часы пик. Кстати, в среднем над Украиной ежедневно совершается 550 авиарейсов.

Внезапно все затихают: оперативный дежурный принимает сигнал от Регионального центра координации полетов, что в Борисполе. У самолета Ан-24, летящего из Москвы в Киев, возникли проблемы с двигателем, пилоты попробуют дотянуть до военного аэродрома в Нежине. Дежурный спасательный экипаж приводится в готовность N1. Однако чуть позже поступает сообщение, что командир экипажа принял решение садиться прямо на заснеженное поле. На борту -- 40 пассажиров и 5 человек экипажа. Операция по спасению началась. Перво-наперво -- надо обнаружить место вынужденной посадки самолета. Эту задачу предстоит выполнить экипажу вертолета Ми-8 -- главной рабочей лошадке наших воздушных эмчеэсовцев.

Перебазируемся на аэродром. Холодно, то и дело пытается начаться дождик. Похоже, закрадывается мысль, тренировку отменят -- погода становится нелетной. Однако я ошибся, легкая морось спасателям не помеха. Хотя именно плохая погода часто становится главным препятствием при поиске терпящих бедствие: так было, когда искали рыбаков на Каховском водохранилище.

Обнаружить самолет, севший где-то в полях Черниговщины -- далеко не первое подобное задание нежинских летчиков. Они уже дважды выполняли такую операцию за последние полгода. Первый случай имел место 17 декабря прошлого года. Тогда нужно было отыскать разбившийся под Конотопом во время технического облета Ми-8, принадлежавший Минобороны. К сожалению, весь экипаж тогда погиб во время катастрофы, помогать было уже некому. Зато второй инцидент закончился благополучно. Днем 22 января на высоте 2200 м при выполнении полупетли у самолета Л-39 авиабазы Харьковского института ВВС отказал двигатель. Он совершил аварийную посадку на заснеженное поле. Пожарные, выехавшие на поиски, долго не могли обнаружить машину. Зато вертолет Ми-8 сделал это за считанные минуты. Оба летчика -- пилоты 1-го класса, майоры -- были эвакуированы и в удовлетворительном состоянии доставлены в авиачасть.

Учитывая, что операция тренировочная, пожарным дают время осмотреть почти всю технику, которая имеется в распоряжении авиационной части. Это военно-транспортный самолет Ан-30, поисковый самолет Ан-26 (на нем даже установлен прибор, с помощью которого можно вести инфракрасную фотосъемку). Вертолетов Ми-8 я насчитал на аэродроме пять. Правда, у одного из них не было винта, однако, как заверил меня один из командиров части, машина сейчас на ремонте и вскоре вернется в строй.

И вот близится момент вылета. Все сгрудились возле места, где условно находится терпящий бедствие горящий самолет. Улучив момент, прошу одного из командиров разрешения забраться на борт вертолета и поучаствовать в операции "свысока". Он согласен: "Только поторопись, займи себе местечко, скоро взлет". Я бегом устремляюсь к двоим парашютистам, которые уже занимают свои места на скамьях Ми-8. Просочившись внутрь, сажусь на деревянной коробке, в которой, судя по надписи, находится питьевая вода. Свободного пространства мало: в отсеке много спасательного оборудования (носилки, контейнер). Охватывает легкий мандраж: никогда в жизни я не летал на вертолете. Это вам не салон пассажирского лайнера. Отчетливо пахнет бензином. Оказывается, желтый бак, перед которым я сижу, -- это дополнительная порция горючего. Если таких установить два, вертолет сможет продержаться в воздухе без дозаправки больше часа.

Тем временем парашютисты готовятся к операции, обсуждают, как сподручнее будет доставить условно пострадавших на борт вертолета. Обоих зовут Сергеями, у одного за плечами 777 прыжков, у второго -- чуть меньше, но тоже больше семи сотен. Настроение у ребят веселое. Потом они признались, что попросили пилотов сбрасывать их повыше: хотелось не только потренироваться, но и удовольствие от прыжка получить.

Справка "Сегодня" В Украине на сегодняшний день круглосуточно несут дежурство четыре вертолета и самолет МЧС. Первая точка -- в Ужгороде, Ми-2 и Ми-8. Вторая -- Нежин, Ми-8 и самолет Ан-26 либо Ан-30. Третья точка -- на военном аэродроме в Бельбеке (Крым), Ми-8. И, наконец, в Александрии (Кировоградская обл.) дежурит Ми-8, принадлежащий МВД. Планируется поставить на дежурство Ми-2 во Львове и еще два Ми-8: один в районе Харькова, второй -- в Мелитополе. Есть планы и на сотрудничество с Минобороны, однако, так как там сейчас идет сокращение авиационного штата, они пока под вопросом.

Поступает команда на взлет. На свое место, согнав кого-то из солдат-авиаторов низшего звания, влетает радист. Надевает наушники и слушает эфир: начались поиски. В салоне вертолета шумно. Всего в нем находится пять человек, да еще в кабине трое. Кружим над полями, где лежат остатки нерастаявшего снега. Первая задача: обнаружить самолет радиолокационными приборами. Потом это нужно сделать визуально. А там начнется и спасательная операция. Поля сменяются лесополосами и редкими строениями. После 15--20 минут кружения в воздухе оказываемся над местом условного падения Ан-24. Виден дым, стелющийся по земле, -- видимо, поднялся ветер. Парашютисты, не успел я и глазом моргнуть, уже устремились вниз, раскинувшись оранжевой буквой Х. Вертолет зависает: предстоит поднять на борт на лебедке потерпевшего бедствие. Через пару минут в отсеке с нами оказывается условно пострадавшая по имени Лариса. Она выглядит уставшей, но довольной: подъем прошел нормально. Как я узнал позже, на ней спасатели постоянно проводят опыты с лебедкой -- однажды ей пришлось даже подыматься из лодки на озере.



НА СТРАЖЕ

В Украине на сегодняшний день круглосуточно несут дежурство четыре вертолета и один самолет МЧС. Первая точка -- в Ужгороде, Ми-2 и Ми-8. Они принадлежат предприятию "Карпатавиа", которое сотрудничает с МЧС. Они ответственны за регионы западной Украины. Вторая -- Нежин, Ми-8 и самолет Ан-26 либо Ан-30. Третья точка -- на военном аэродроме в Бельбеке (Крым), Ми-8. И, наконец, в Александрии (Кировоградская обл.) дежурит Ми-8, принадлежащий МВД. Планируется поставить на дежурство Ми-2 во Львове и еще два Ми-8: один в районе Харькова, второй -- в Мелитополе. Есть планы и на сотрудничество с Минобороны, однако там сейчас идет сокращение авиационного штата, поэтому они пока под вопросом. Дальность поиска вертолета Ми-2 -- 150 км, Ми-8 -- 250 км, самолетов Ан-26 и Ан-30 -- около 500--600 км.



НУЖНА ЛИ УКРАИНЕ СВОЯ СПАСАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ?

Виталий, студент юридического факультета Национального авиационного университета:

-- Конечно нужна. Нам лучше вкладывать деньги в свое производство, в своих людей: отдавать деньги чужим нерентабельно.

Денис, студент экономического факультета НАУ:

-- Спасательную авиацию нам нужно развивать в первую очередь. Воевать нам не с кем, а самолеты, используемые в гражданской авиации, устарели. А для производства спасательной техники есть все возможности, эта отрасль очень перспективна.

Алексей, студент факультета информационных технологий НАУ:

-- Выгоднее иметь своих специалистов, тем более, что многие из них сейчас без работы. Заграничные и стоят дороже, и добираться до места ЧП им дальше. А в Украине достаточно труднодоступных участков: есть и горы, и леса.