1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №75 (1719) за 03.04.2004

СЕЛЬСКИМ "ЛОМОНОСОВЫМ" ПОДАДУТ АВТОБУС

В День смеха правительство решило всерьез порадовать сельских учеников: 1 апреля началось финансирование госпрограммы "Школьный автобус", на реализацию которой в бюджете-2004 заложено 33,45 млн грн. На эти деньги планируется закупить 209 автобусов, которые избавят тысячи деревенских "ломоносовых" от необходимости в мороз и слякоть пешком добираться до школьного порога.

КАК У НАС...

Сегодня 300 тысяч украинских школьников живут вне зоны пешеходной доступности. При этом все большее число автобусов, имеющихся в распоряжении районных автотранспортных предприятий, сходят с дистанции, добитые сельским бездорожьем и собственной дряхлостью. Из года в год решение этой проблемы откладывалось в долгий ящик, пока наконец не была принята госпрограмма "Школьный автобус", рассчитанная на 2003--2010 годы. С подачи правительства, в этом году впервые предусмотрены бюджетные ассигнования на ее реализацию. Утвержден порядок, определена процедура выполнения в 2004 г. расходов на централизованную закупку автобусов для общеобразовательных учебных заведений. Главным распорядителем средств является Министерство образования и науки: оно объявляет тендеры среди компаний-производителей и, по согласованию с Минфином, закупает "колеса" у победителей конкурса.

Остается надеяться, что деньги из казны попадут по назначению, ведь проверка КРУ показала, что нецелевое использование бюджетных средств и имущества в прошлом году составило 1011 тыс. грн. "Школьный автобус" тоже "пробуксовывал": в региональных бюджетах на реализацию программы было предусмотрено выделить 24,6 млн грн., а реально потратили всего 10,2 млн. К примеру, "отличилась" Хмельнитчина: 100 тыс. грн., которые по решению райсовета города Славута должны были использоваться на выполнение программы "Школьный автобус", фактически пошли на кредитование коммерческих структур. А 26 автобусов ГАЗ -- 2703-24 "Газель" на сумму 756,6 тыс. грн., купленные за счет Одесского областного бюджета и бесплатно переданные в районные управления образования, так и не доехали до детей, а были использованы не по назначению. Всего за прошлый год за счет средств областных и районных бюджетов закупили 159 новых автобусов, но проверка показала, что 53 из них учреждения образования использовали неэффективно.

Вопрос, найдется ли место в современном и удобном автобусе для будущих "ломоносовых", не только морально-этический, но и правовой. Ведь организация регулярных бесплатных перевозок детей к местам обучения является составной частью обеспечения реализации права граждан на получение общего среднего образования, которое закреплено статьей 53 Конституции...

Интересно, что программа "Школьный автобус" предусматривает создание нового типа спецмашины, пригодной для безопасной перевозки детей. Сегодня специальные автобусы для школ выпускают Львовский, Бориспольский автозаводы, холдинг "Богдан". Несомненно, гарантия безопасной перевозки и комфортабельность, наряду с ценой автобусов, будут учитываться при выборе поставщиков во время тендера.

...И КАК У НИХ

В США выпуск и эксплуатация школьных автобусов -- это целая индустрия со своими исследовательскими центрами, конструкторскими бюро, спецпроизводствами, государственными и общественными контролирующими организациями и отлаженной системой финансирования. Например, в штате Южная Каролина для развозки школьников задействовано 5 тысяч автобусов, при этом в бюджете штата в этом году на закупку новых машин предусмотрено $5,8 миллиона.

Каждый день 440 тысяч известных всему миру желтых автобусов отвозят в учебные заведения и обратно около 8,8 миллиона маленьких американцев. Получается, что ежегодно в Штатах набирается более 24 миллиардов пассажиров со школьными ранцами. Для сравнения, весь общественный транспорт в США перевозит около 5,2 миллиарда пассажиров в год.

Самая последняя версия школьного автобуса, разработанная американскими конструкторами, отвечает всем требованиям современных технологий. Это модель Envier Bus 2000, которая, помимо полезных сведений для водителя (пробки, аварии, погода, объезды), в режиме реального времени сообщает диспетчеру о местоположении экипажа, даже в случае выхода из строя радиосвязи. Таким образом, исключены простои и гарантирована экстренная помощь при неожиданных поломках и других экстраординарных ситуациях. Для детей-инвалидов предусмотрено специальное исполнение с микролифтом, поднимающим и опускающим инвалидную коляску.

Будем надеяться, что "школярик" украинского образца также прочно войдет в наш быт и со временем ничем не будет уступать своему западному "коллеге".