1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №77 (1721) за 06.04.2004

МЫ ОПЛАЧИВАЕМ ТРЕТЬ УБЫТКОВ КОММУНАЛЬЩИКОВ

Отчего предприятия жилищно-коммунальной сферы убыточные, а качество их услуг часто оставляет желать лучшего? Потому что ни одна из принятых за последние восемь лет госпрограмм, направленных на поддержку отрасли, не была выполнена, утверждают специалисты Главного контрольно-ревизионного управления Украины (КРУ), недавно закончившие проверять, как хозяйствуют коммунальщики.

В системе жилкоммунхоза работает около 5000 предприятий и организаций, которые эксплуатируют (вдумайтесь!) почти 25% основных фондов государства. Результаты исследований КРУ свидетельствуют: финансовое состояние подавляющего большинства предприятий ЖКХ критическое. В 2002 г. убытки составили 650 млн грн., а в 2003 г. -- почти миллиард грн. Фактически коммунальщики находятся между молотом и наковальней: сверху им недоплачивают местные органы власти, которым дано право самостоятельно устанавливать тарифы на жилкомуслуги, а снизу -- население, эти самые услуги худо-бедно получающее.

Казалось бы, как может существовать такой экономический парадокс: за кубометр воды или гигакалорию тепла с граждан берут меньше, чем вода и тепло стоят? Причем это касается не льготников, а вполне трудоспособных и, как подразумевается, способных оплатить "воду, газ и свет". Оказывается, может: идя навстречу "пожеланиям трудящихся", многие муниципалитеты устанавливают цены на услуги, пользуясь, как говорят украинцы, "довідником Стеля", дабы народ мог хоть что-то заплатить и при этом помянуть добрым словом господина мэра. А коммунальщикам власти обещают компенсировать разницу. Только между словом и делом часто получается "дистанция огромного размера". В итоге ежегодно предприятия жилкоммунхоза недополучают порядка 5 млрд грн. возмещения за предоставленные себе в убыток услуги.

По экспертным оценкам, даже при существующих тарифах приблизительно каждый шестой не в состоянии оплатить коммунальные услуги. Но некоторые хитрецы, приватизировав или купив по 2-3 квартиры, платят только за одну -- где проживают. В то же время практически невозможно прекратить подачу воды и тепла в каждую отдельно взятую квартиру многоэтажки, если ее хозяин -- злостный должник. Проблемы здесь -- как из-за огрехов в законе (в частности, до сих пор не принят новый Жилищный кодекс), так и в связи с техническими сложностями. Еще один бич -- перерасход воды и тепла по сравнению с установленными нормами. К примеру, водоснабжающие предприятия Киева и Одессы недополучили 93,9 млн грн. доходов оттого, что предъявляли жильцам счета в соответствии с действующими нормами потребления -- 3,5 кубометров горячей и 5,5 холодной воды, а по счетчикам набежало по 12 "кубов" на каждого. А "Киевэнерго" ежегодно предъявляет УЖХ города счета за отпущенное тепло на 40 млн грн. больше, чем с граждан берут по нормам. Почему так выходит? Все просто: вода утекает через дырявые трубы в подвалах, а тепло -- через выбитые окна и сорванные двери подъездов. В большинстве регионов потери воды достигают 30-60% (!) объемов, поданных в сеть. Набивший оскомину аргумент -- нет денег на замену изношенного оборудования и сетей. Но вот пример: для модернизации основных средств отрасли за последние годы выделена одна пятая часть от необходимых финансов. А реально обновили не 20%, условно говоря, труб, а только 3,3%.

Выходит, "бедные" коммунальщики, которые не хотят или не могут привести в порядок инфраструктуру, обворовывают сами себя. При этом еще и шельмуют: приблизительно треть (!) убытков они ухитряются списать на себестоимость оказываемых услуг. Отсутствие стимулов к экономии позволяет им перекладывать на плечи потребителей даже непроизводственные расходы, тоже влияющие на себестоимость. Анализ показывает, что последние можно существенно снизить. В среднем по стране на трех "с сошкой", вернее, с метелкой и гаечным ключом, в жэках и УХЖ приходится один "с ложкой". К тому же, число управленцев не зависит от количества обслуживаемых квартир, а низкая квалификация многих начальников и бухгалтеров, плюс слабый контроль со стороны собственников жилья -- городских властей -- ведут к множеству финансовых нарушений, дополнительно ухудшающих состояние отрасли. Все перечисленное привело к росту потерь воды, тепла и электроэнергии до критического уровня.

Это, как говорится, "кто виноват". Ну а "что делать"? КРУ предлагает:

-- утвердить единый порядок формирования тарифов для предприятий ЖКХ, учитывающих только экономически обоснованные затраты;

-- установить показатели качества услуг и порядок перерасчета оплаты за них, в случае несоответствия стандартам;

-- упорядочить нормативную базу, формирующую себестоимость услуг;

-- разграничить права и обязанности производителей, поставщиков и потребителей услуг.

Однако все это, кроме единых тарифов, худо-бедно существует, а особой отдачи нет. А вот если поставить зарплату коммунальщиков в зависимость от того, сколько они соберут денег за предоставленные жилкомуслуги, у них появится стимул лучше работать, а мы все будем с теплом, водой и светом.