1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №77 (1721) за 06.04.2004

"В ПАРТНЕРА ВСЕГДА ЛУЧШЕ ВЛЮБЛЯТЬСЯ , ЧЕМ ЕГО НЕНАВИДЕТЬ"

ФАННИ АРДАН, открывая ретроспективу своих фильмов в Киеве во время Фестиваля французской культуры в Украине, призналась: "Если бы мне в мои пятнадцать лет сказали, что я буду сниматься в фильмах и приеду в Киев представлять свои фильмы, я бы подумала, что это просто сказка. Но эта сказка вдруг осуществилась"...

Она сказала это очень искренне, потому что вообще все делает только так. Иначе она бы не была Фанни Ардан -- пожалуй, самой нетипичной звездой мирового кино. Недаром перед ее приездом в Киев местным журналистам даже устроили обзорную лекцию о ней, так как многие годы имя Ардан очень редко встречалось в прессе или на телевидении.

Прошлым летом она была почетной гостьей Московского кинофестиваля, где ее вовсю фотографировали с Никитой Михалковым и вручили почетную премию Станиславского "Верю!". Кстати, у интеллектуалки Ардан, которая просто обожает русскую литературу и музыку (ее любимый литературный герой -- князь Мышкин из "Идиота" Достоевского) во время вручения этой премии выступили слезы, и она лишь произнесла: "Это тоже является ответом на вопрос, который всегда задают актрисе: "Не прошла ли ваша жизнь стороной, потому что вы посвятили ее театру и кино?". Премия Станиславского отвечает за меня на него. Мы не тратим попусту свою жизнь -- мы делаем то, что предназначено: живем".

А живет актриса в доме престижного 16 округа, из окон которого видна Эйфелева башня. Живет в своем мире, независимом и свободном, по своим личным законам, не оглядываясь на других, не думая о всех этих мелких, суетных вещах, как имидж, пиар, карьера. Ее жизненное кредо -- "завтра будет лучше" и "я -- против", а ее мир -- театр, кино и три дочки (старшая уже сделала Ардан бабушкой). С театральной сцены она начинала (в кино Фанни пришла довольно поздно -- почти в 30 лет), ее никогда и не оставляла, но все чаще, свободно владея английским, итальянским и испанским, колесит по любимой Европе, снимаясь в фильмах лучших режиссеров. На работу соглашается только если ей очень нравится роль. И вот тогда уже отключается от мира и бросается в омут съемок: у Этторе Сколы в "Семье", у Шлендорфа в "Любви Свана", у Антониони в фильме "Под облаками" или у Дзеффирелли в "Каллас навсегда". Она не обремена наградами. Когда-то за "Соседку" номинировалась на "Оскар", но не получила его. А своего "Сезара" увидела только под 50 -- за роль блистательной эпатажной хозяйки ночного гей-клуба в фильме "Французские забавы" (или "Слегка "голубой").

В Киеве с журналистами Ардан общалась дважды: в аэропорту и на пресс-конференции. И сразу обаяла даже неисправимых циников. С настоящим французским шармом, загадочная и необыкновенно женственная, с какой-то магической красотой и умными бархатными глазами: то грустными, а то горящими любопытством, она "взяла" тяжелую журналисткую аудиторию точностью и образностью мысли, находчивостью и дипломатичностью. И когда ее слушаешь, вспоминаешь слова ее любимого мужчины и "кинокрестного" -- режиссера Франсуа Трюффо: "Она пришла из несуществующей страны". Недаром Фанни сама не раз признавалась, что в ее жизни есть место тайнам и загадкам.

"Я ВСЕГДА БЫЛА ЗАЩИТНИЦЕЙ БЕСПОРЯДКОВ"

-- Благодаря голубому небу, у меня хорошее настроение. И я всегда рада просто дотрагиваться до земли, с которой еще не знакома. Но я, в отличие от Жерара (Депардье, который почти месяц назад тоже был в Киеве --Авт.), ничего не знаю об Украине. Конечно, я читала в романах, сколько вам пришлось пережить в годы Второй мировой войны, и что ваша земля очень богата. Я еще знаю, что в украинском кино раньше были славные традиции. Может быть, и мое присутствие здесь во время фестиваля французского кино даст какую-то надежду на то, что и украинское кино возродится.

Я испытала большие переживания, когда оказалась на сцене вашего большого оперного театра. Ведь актеры всегда переполнены сомнениями и как будто перемещаются в темноте, и наибольшая награда для нас -- это пережить какую-то благодарность за все те ужасы, с которыми мы приходим к какому-то успеху.

-- Что для вас важнее -- быть актрисой или звездой?

-- Разница между звездой и актрисой, как между мылом и духами. На самом деле духи -- это роскошь, а без мыла ты не можешь прожить ни дня. Точно так же быть звездой -- это роскошь, а актрисой -- каждодневная работа. Думаю, что настоящее актерство -- это загадка. Причины, по которым ты становишься актером, совершенно непонятны, хотя лично я всегда считала, что мотором для актера есть удовольствие. А самая большая опасность -- это потерять свою душу.

-- А есть такие жертвы, на которые вы никогда не пойдете во имя кино?

-- Знаете, я всегда была защитницей беспорядков, и считаю, что нужно поступать так, чтобы в твоей жизни сосуществовали только те вещи, к которым ты испытываешь страсть. Поэтому у меня жизнь была неспокойной, но зато очень интенсивной. И каждый раз я иду на съемки с улыбкой. Но потом, уже задним числом, вижу, что иногда, казалось бы, успешные картины бывают провальными. Но все равно я не жалею, потому что во время съемок я всегда была счастливой.

-- Не приходилось ли вам и в жизни влюбляться в вашего партнера по фильму или спектаклю?

-- Я думаю, что самые "больные" любовные истории -- когда ты считаешь, что просто истратил себя зря. И потому стараешься влюбляться как-то по-детски. Это значит, что не хочешь ничего после этого строить. И когда ты два месяца подряд смотришь на одного и того же актера, он всегда на это время становится самым главным человеком в твоей жизни. Но это ничего общего с настоящей жизнью не имеет. Я всегда верила, что то, что ты делаешь с любовью, намного сильнее того, что ты делаешь с ненавистью. Поэтому всегда лучше влюбляться в партнера, чем его ненавидеть, так как все равно где-то в какой-то момент камера что-то "украдет" и выдаст тебя.

-- Какой фильм в вашей карьере стал определяющим?

-- Мой дебют в кино -- "Соседка". Потому что в то время в актерском труде все было достаточно регламентировано: ты либо театральная актриса, либо теле- или киноактриса -- надо было выбирать. Я, долгое время будучи театральной актрисой, думала, что уже никогда не стану сниматься в кино, а благодаря "Соседке" стала и киноактрисой. Знаете, все, что ты любил, все равно никогда не забывается. Сам факт, что я сыграла эту роль с Жераром Депардье, до сих пор для меня памятен. Но мне повезло -- я вместе с ним играла еще в нескольких фильмах.

ЗА КАДРОМ. Ее ключевое слово "страсть": к ролям, к мужчинам, к жизни, в конце концов. А какие партнеры! Витторио Гассман в "Бенвенуте" (где Ардан играет влюбленную в него пианистку), или обольстительный Венсан Перес в костюмированном "Распутнике", там актриса в роли шпионки-аферистки. А Джереми Айронс (в "Любви Свана", "Австралии" и "Каллас навсегда"), Бельмондо (в "Дезире"). И, наконец, Жерар Депардье -- ее партнер по "Соседке", "Любви Бальзака" и только что вышедшем фильме "Натали", после которого и пошли слухи...

-- Госпожа Ардан, сегодня вся французская пресса взбудоражена предположениями о вашем романе с Депардье. Пожалуйста, лучше сами их подтвердите или опровергните.

-- (Улыбаясь). Уж действительно, правда, что украинцы всегда в курсе всего -- не знаю, как вы это успеваете? Но могу сказать то, что Жерар Депардье является одним из главных людей в моей жизни. Иногда журналисты лгали, иногда они были пророками...

-- А сколько было дублей в вашей знаменитой сцене с Катрин Денев в фильме "Восемь женщин", и что вы при этом чувствовали?

-- Мы с Катрин были очень робкие, а дублей было мало. И я помню, что когда я лежала на ней, то все время ей говорила: "Знаете, я не такая худая".

-- А как обстоят дела с кинопроектом "Paris je t'aime", где предполагался ваш режиссерский дебют?

-- Этот проект появился, как подарок. Один продюсер предложил разным режиссерам двадцать разных любовных историй, действие которых будет происходит в двадцати округах Парижа. Когда мне тоже предложили поучаствовать, я возразила, что я не режиссер, но мне сказали: "А вы попробуйте!". И вдруг, когда я поняла, что вокруг меня будут такие великие режиссеры, как Годар, братья Коэны, Вуди Ален, мне это показалось таким сумасшедшим делом -- и я согласилась. Придумала историю, а потом пришлось ждать, пока картину профинансируют. А когда появились первые деньги, то уже наступила осень, и пришлось пережидать, потому что мне нужны были деревья с зелеными листьями, так как они в центре этой истории. Поэтому может я сниму этот фильм через пару месяцев.

-- Ваше мнение о сегодняшнем французском кино. Критики говорят, что сегодня оно в кризисе?

-- У меня нет мнения о французском кино, так как с самого начала моей карьеры мне все время говорят о его кризисе. Но я абсолютно убеждена, что французское кино очень живое. Может, оно с трудом экспортируется, но нельзя забывать о том, что это третья страна в мире по количеству произведенных фильмов. И это правда, что наше кино развивалось и развивается благодаря помощи и поддержке государства. Вообще, национальному кино всегда должно помогать государство.

-- А в каком фильме вы сейчас снимаетесь?

-- Скоро поеду на испанский остров и буду сниматься в фильме французского режиссера Бэнуа Жако.

"Я СТРОИЛА СЕБЯ"

-- Часто ли приходилось жертвовать детьми ради карьеры?

-- Знаете, такие итоги своей жизни до сих не сделала. Я всегда была в большом беспорядке, и, наверное, кое-что и в своей жизни, и в профессии проваливала. Но я, как и Эдит Пиаф, могу сказать: "Ни о чем не жалею".

-- Откуда такие необычные имена у ваших дочерей: Люмир, Жозефина и Баладин. И еще. Жозефина занималась криминалистикой, ее гены еще не "взбунтовались" -- не подумывает ли она об искусстве?

-- Имена я давала под влиянием приключенческо-романтических впечатлений. Люмир -- в старом французском языке означает "свет", Жозефина -- это в честь певицы Жозефины Бейкер, а Баладин -- польское имя, которое я впервые встретила в известном французском романе. А по поводу занятия Жозефины... Считаю, что криминалистика -- изучать преступления человека -- это одно из высших искусств.

-- А дочери часто с вами советуются, например, по поводу одежды или макияжа?

-- Единственное, что я им старалась передать -- это чувство свободы. А макияж приходит как раз со свободой.

-- Скажите, вам как матери нравятся возлюбленные дочерей, вы критикуете из выбор?

-- Конечно, у меня есть свое мнение о их возлюбленных, но пусть дети живут своей жизнью. Стоять рядом с ними нужно тогда, когда вдруг все пойдет плохо.

-- Госпожа Ардан, оказавшись вне съемочной площадки, вы продолжаете играть?

-- Я не знаю, играю ли я какой-то свой персонаж вне сцены, но я точно играю, потому что всегда думала, что отношения с обществом -- всегда игра. Надо играть, чтобы быть вне досягаемости. А печаль и темные дни надо утаивать от всех дома в закрытой комнате.

ЗА КАДРОМ. Что касается отношения Ардан к браку, то она часто вспоминает сказанное ей Грейс Келли -- бывшей звездой Голливуда, принцессой Монако и мамой ее подружки по школе: "Не думаю, что все женщины непременно должны выходить замуж. Я не феминистка, но мне кажется, что стремиться к браку во что бы то ни стало -- неверно…". Сама Фанни как-то сказала: "Я люблю большие семьи, но не люблю супружеские пары... Получить благословение кюре -- словно подписать контракт. А любой контракт -- это сделка. Любовь к этому не имеет отношения, я это знаю точно". Она, действительно, это знает, так как пережила очень трагическую историю любви. Целый год на ее глазах умирал любимый ею человек -- режиссер Франсуа Трюффо, а она в это время выносила и родила их ребенка. Этот год Фанни потом назвала самыми ярким, насыщенным и страстным в их жизни. А всего им судьба отпустила пять лет, за которые "родилась" кинозвезда (Трюффо снял "Соседку" и "Веселенькое воскресенье") и мудрая женщина Ардан. А начиналась эта любовь с телефильма, в котором он ее увидел. -- "Невероятно! Я влюбился в вас по телевизору! Телевизионная любовь с первого взгляда!" -- шутил потом Трюффо.

-- Что для вас общение с журналистами? Как известно, вы не очень их жалуете?

-- Это возможность отвечать на вопросы, которые мне никогда и никто не задает, кроме них. Например, никогда не задаст мужчина за столом.

-- А о чем вас спрашивают мужчины, с которыми вы уживаете в ресторанах?

-- Я их слушаю.

-- А сами вы любите смотреть кино как зритель?

-- О да, как только я не снимаюсь -- хожу в кино. Самое большое удовольствие, когда я в отпуске -- никуда не ездить, оставаться в Париже и ходить по кинотеатрам.

-- Вы удивительно хорошо выглядите. Ваши секреты молодости и как вам удается находиться в гармонии с самой собой?

-- Нет, нет, это не так. Я ведь в юности вообще считала себя уродливой девушкой. И я строила себя. А что касается гармонии, то могу сказать: "Гармония меня не интересует".

-- Что вас в сегодняшней жизни радует и вдохновляет?

-- Момент. Я часто отстаиваю мысль: "Жить надо, как перед смертью". Поэтому все, что происходит -- стоит свеч.