1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №78 (1722) за 07.04.2004

ВЫСТАВКИ БАТАЛИСТА ВЕРЕЩАГИНА ЗАПРЕЩАЛИ ПОСЕЩАТЬ... ВОЕННЫМ,

Недавно "Сегодня" писала о вице-адмирале Степане Макарове. Упоминалось, что вместе с ним на затопленном миной флагманском броненосце "Петропавловск" возле Порт-Артура во время русско-японской войны (31 марта 1904 года по ст. ст.) погиб выдающийся художник-баталист Василий Верещагин. Что же столетие назад привело 62-летнего живописца в гущу военных событий?

ОН ПИСАЛ ВОЙНУ

Задаваясь этим вопросом, я невольно провел параллель между Василием Верещагиным и погибшим год назад в Ираке украинским телеоператором Тарасом Процюком. Они оба отдали жизни в "горячих точках" за тысячи километров от дома. Один рассказывал людям о войне с помощью телекамеры, второй -- картин. Не зря Верещагин к наименованию своей профессии художника добавлял слово "военный". Ничто не могло его остановить -- он залезал в обстреливаемые картечью барки на Дунае и набрасывал этюды под разбивавшими его палитру пулями. Василий Васильевич погиб на палубе тонущего корабля, зарисовывая в походный альбом картину сражения.

Верещагин прошел несколько войн не только как художник-баталист, но и как репортер. Едва разразились события в Порт-Артуре -- и он уже там. Художник "был назначен состоять" при штабе командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Степана Макарова, с которым познакомился четверть века назад во время русско-турецкой войны в болгарском Бургасе. Степан Осипович был рад приезду живописца (выдающихся личностей объединяли сильные характеры и энергия).

Незадолго до гибели "Петропавловска", в начале пасхальной недели, к броненосцу прибыли лодки с матросами, отличившимися в схватках с японцами. Вице-адмирал Макаров, в парадном мундире со множеством звезд и орденов, вручал им Георгиевские кресты. Степан Осипович общался с каждым матросом, а Верещагин быстрыми штрихами передавал в альбоме движения и мимику награжденных.

ОСТАВИЛ МОРЕ РАДИ ПАЛИТРЫ

Василий Верещагин родился в 1842 году в Череповце в семье знатного помещика и татарки. Родители отдали мальчика в Александровский малолетний кадетский корпус, после окончания которого он перевелся в Петербургский морской кадетский корпус. Василий был первым учеником и получил чин флотского гардемарина. Во время учебных плаваний на фрегате "Камчатка" и других кораблях Верещагин посетил Данию, Францию и Англию.

Но офицером стать парню было не суждено -- еще во время учебы он посещал рисовальную школу. Страсть к рисованию перевесила (не стоит сбрасывать со счетов и морскую болезнь, которой страдал Василий), и юноша подал в отставку. Восемнадцатилетний Верещагин поступает в Петербургскую академию художеств. Начались трудные годы -- возмущенный поступком сына отец отказал ему в помощи.

Академия не оправдала надежд, ее консервативное преподавание тяготило юношу. Профессора не допускали "самодеятельности". Русского быта и пейзажа в работах студентов и в помине не было -- сплошь античность да Италия. Протестуя против несвободы, Верещагин уничтожил свою картину "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом". Следует признать, что характер у Василия был трудный. Молодой живописец бросил академию и уехал на Кавказ. С того времени он путешествует по всему миру. Вскоре Верещагин -- в Парижской академии художеств, в мастерской Жана Жерома.

Был такой случай. В Париже Верещагин навестил баталиста Мейссонье. Тот радовался, с какой точностью он написал детали военного пейзажа на картине "Наполеон в 1814 году". "У меня есть все, чтобы самому сделать снег, грязь, колеи", -- похвастался Мейссонье и выдвинул из-под стола платформу с игрушечной пушкой. "Это очень просто, -- продолжил он. -- Намесил глины, повозил по ней взад-вперед пушечку, потом подковой намял следы лошадиных ног, посыпал все мукой, будто снегом, подсыпал соли..." -- "А соли зачем?" -- удивился русский живописец. "Чтобы снег блестел, -- пояснил Мейссонье. -- Таким образом я и достиг подобия настоящей, разбитой войной дороги. А потом только глядел на макет да писал. А как вы решаете такие проблемы, мсье Верещагин?" -- "У меня нет таких проблем, -- улыбнулся Василий Васильевич. -- У нас в России и в мирное время достаточно выехать на любую дорогу, и она окажется изрытой и непроезжей, как после битвы".

СЖИГАЛ СВОИ ПОЛОТНА

В конце 1860-х Верещагин дважды посетил Туркестан. "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал", -- пояснил он. (Русское правительство вело кампанию завоевания Средней Азии.) Художника прикомандировали к войскам действующей армии при штабе генерал-губернатора Константина фон Кауфмана. Верещагин обороняет Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира. За мужество и героизм его награждают Георгиевским крестом. К слову, это единственное отличие, от которого живописец не отказался.

Знаменитая "туркестанская серия" Верещагина (1869--1873) не лишена пропагандистских имперских амбиций. Художник подчеркнул доблесть русских и, вместе с тем, "варварство" и "садистическую жестокость" азиатов. Тем не менее полотна с желтовато-коричневым колоритом пустыни пронизаны безысходностью и бренностью жизни. Особенно поражает откровенностью картина "Апофеоз войны", которую многие современники помнят по школьным учебникам. Пирамида выбеленных солнцем черепов -- головы истребленных по приказу Тамерлана народов -- на фоне безжизненных горизонтов. На раме -- надпись: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим".

Вместо парадных полководцев Верещагин изображал жестокие будни войны. Героями сюжетов он сделал простых солдат и внес в батальную живопись правду, какой не знало русское искусство. В 1874-м на бесплатной выставке в Санкт-Петербурге живописец имел громадный успех. Однако за смелость он расплачивался всю жизнь. Верещагина обвиняли в непатриотичности и "оклеветании русской армии". Тяжело переживая несправедливые обвинения, художник сжег три картины -- "Окружили -- преследуют", "Вошли" и "Забытый". Особое раздражение высокопоставленных зрителей вызвало последнее полотно -- непогребенный русский солдат оставлен на поле боя в окружении пирующих воронов.

За тридцать лет царское правительство не приобрело ни одной картины всемирно известного художника. (Кстати, полемика вокруг Верещагина сделала его имя еще более знаменитым.) А вот купец Третьяков, основатель музея русской живописи, купил почти все туркестанские работы -- 240 картин и эскизов. И сегодня эти шедевры хранятся в Третьяковской галерее.

"Передо мною, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действенны ли мои удары -- это другой вопрос, моего таланта, но я бью с размаху и без пощады", -- писал Верещагин Третьякову.

ЕДВА НЕ ЗАМЕРЗ В ГИМАЛАЯХ

Верещагин дважды был в Индии. Он едва не замерз на снеговых вершинах Гималаев, а тропическая жара привела его к лихорадке. Художник создал "индийскую серию" с этнографическими мотивами, а также разоблачительными сюжетами колониальной деятельности англичан.

Вообще же все путевые впечатления Верещагина выливались в бесчисленные этюды и картины, слагавшиеся в большие циклы. В пейзажах и жанровых картинах художник, как романтик-наблюдатель, передал красоту мироздания и быт разных народов. А вот батальные его композиции выделяются жестким критическим реализмом. Утверждают, что живописец соперничал с фотографией, которая во второй половине XIX века стремительно совершенствовалась.

Был такой случай. На Пасху няня смастерила из тряпок две красивые куклы, правда, без лиц, для дочерей Верещагина Ани и Лиды. Отец нарисовал одной живые глаза и кокетливую улыбку. Дочки нахмурились. "А почему половина личика грязная?" -- спросила Аня. "Это не грязь, -- объяснил Верещагин. -- Это тень. Видишь, у Лидочки одна половина лица тоже темнее другой. Надо только смотреть издали". "Как же я буду смотреть на нее издали? -- возмутилась девочка. -- Она еще маленькая, и я должна носить ее на руках!" Расстроенные Аня и Лида отправились к матери. "Папа не умеет рисовать, -- заявили они. -- Сделай лучше ты!"

Во время первого индийского вояжа Академия художеств присвоила Верещагину звание профессора. Художник отказался от почетной мантии, считая чины и звания в искусстве никчемными. В отместку его вовсе вычеркнули из списка членов академии. Верещагина травили в печати, его картины запретили печатать в книгах, журналах и газетах. За границей полотна художника даже обливали серной кислотой.

ОТКАЗАЛСЯ ОТ ЗОЛОТОЙ ШПАГИ

В 1877--78 гг. Верещагин уже был на Балканах, потому свежая серия полотен посвящена русско-турецкой войне. Прикомандированный к штабу Главнокомандующего художник не ограничивался наблюдениями с Главной квартиры. Он совершил с войсками поход до Дуная. На лодке "Шутка" участвовал в атаке на турецкий монитор. Едва оправившись от раны, полученной в этом бою, Верещагин поспешил к Плевне, оттуда -- к Шипке. Художник запечатлел кавалерийский набег на Адрианополь.

По воспоминаниям очевидцев, во время боя люди падали, как мухи. Посреди этого ада сидел на складной табуретке Верещагин и зарисовывал в альбом картину атаки. Полотна балканской серии показывают тяжелые переходы армии в горах, полевые перевязочные госпитали и зверства турок. "Лишь бы только не струсить в откровенности", -- заклинал себя баталист. Сильное впечатление на современников произвела картина "Побежденные. Панихида", где под пасмурным небом расстилается поле трупов, присыпанных тонким слоем земли. На полотне "Победители" изображен страшный маскарад -- турки на поле боя переодеты в мундиры убитых русских.

За героизм художника представили к Золотой шпаге. Однако он снова отказался от награды. Александр II, осмотрев картины балканской серии, с горестью отметил: "Все это верно, все это так было". В Берлине картины Верещагина видел немецкий генерал-фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, считавший, что война способствует техническому и даже нравственному прогрессу человечества. Он запретил чинам германской армии посещать выставку. Подобное "табу" наложил и австрийский военный министр, отказав Василию Верещагину предоставить возможность военным бесплатно смотреть картины в Вене.

"Я ХОТЕЛ ПИСАТЬ СОЛНЦЕ"

В 1884 году Верещагин совершил путешествия в Сирию и Палестину. Живописец искал первозданных ощущений, хотел своими стопами пройти по пути Спасителя. Он не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя их с жестоким натурализмом и игнорируя привычные каноны. К примеру, "Жизнь Христа" своей резкостью вызвала осуждение венского архиепископа.

В 1891 году Верещагин поселился под Москвой, построив по собственному проекту дом-мастерскую в Нижних Котлах. Там он написал цикл из 20 полотен "Наполеон в России", который был показан почти во всех столицах Европы. Живописец создал "опрощенного Наполеона" в обстановке суровой русской зимы, зловещих пожаров и партизанских действий. Царский двор, стремившийся к упрочнению союза с Францией, отрицательно отнесся к верещагинским картинам об отечественной войне.

Поездки Верещагина по Северу в конце XIX века вылились в серию рисунков и этюдов с памятниками старинного деревянного зодчества, северной природой и простыми русскими людьми. Баталист дважды бывал в США. А в последние годы жизни посетил Филиппины, Кубу и Японию.

Верещагин стал самым популярным русским художником за рубежом. Его откровенные и обличительные работы повлияли на международное пацифистское движение. По словам Василия Васильевича, одни распространяют идеи мира увлекательным словом, другие выставляют в их защиту религиозные, экономические и другие аргументы, а он проповедует то же посредством красок. "Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце, -- признался Верещагин. -- И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня".

Кстати, работы Василия Верещагина по-прежнему популярны во всем мире. В 2002 году на аукционе в Вене его картина "Вид Каира" была продана за 345 тыс. австрийских шиллингов (около $23 тыс.) Это самый дорогой из проданных лотов. А несколько лет назад российские таможенники изъяли шесть верещагинских полотен, которые контрабандист пытался вывезти за границу.