Выпуск газеты Сегодня №81 (1725) за 10.04.2004
НА ПАСХУ СПЕШИТЕ В ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ
Впрочем, независимо от того, кто и какому храму отдаст предпочтение, многим наверняка будут интересны некоторые факты из жизни вышеупомянутых культсооружений. Правда, история по этому поводу немногословна.
Хотите -- верьте... Если Пасха солнечная, Троица тоже будет солнечной.
Начну с Воскресенской церкви на ул. Январского восстания, 27. Деревянный приходской храм Печерского городка был возведен в стиле украинского барокко не позднее ХVI столетия, о чем свидетельствует его первое изображение на плане Киева Афанасия Кальнофойского (1638). В конце 70-х годов ХVII века строение по неизвестным причинам заменили другим, опять-таки деревянным. И только спустя десятилетие за средства городского полковника Константина Мокиевского была сооружена каменная святыня. Интересно, что именно ее избрал для венчания (с Дарьей Арсеньевой) ближайший помощник Петра I Александр Меньшиков.
До 1786 года церковь подчинялась Киево-Печерской Лавре, затем стала приходским храмом Печерска. А когда во время сооружения Киевской крепости была отселена основная масса прихожан, обитель начала приходить в упадок. Вскоре по проекту Николая Духонина к ней пристроили колокольню с церковью Рождества Богородицы, и в храме началась новая жизнь. Но длилась она недолго -- в 1880 году церковь частично сгорела. Заслуга в ее восстановлении принадлежит Владимиру Николаеву.
Хотите -- верьте... Пасхальное яйцо, брошенное в горящее здание, прекращает пожар.
Что же касается храма при больнице Флоровского монастыря (Притиско-Никольская, 5), то с начала он тоже был деревянным. Дата основания церкви неизвестна, есть лишь сведения, что ее уничтожил пожар 1811 года. В 1824-м на месте пепелища возвели новую каменную, которая, между прочим, считается одной из лучших работ архитектора Андрея Меленского. Кстати, около храма во имя Воскресения похоронена инокиня Елена (Екатерина Бехтерева) -- могила стала одной из святынь монастыря.
И еще. Думаю, несправедливо будет не вспомнить об уничтоженной большевиками и так и не "воскрешенной" Воскресенской церкви на Подоле (ныне -- пер. Хорива, 2). Первые упоминания о ней относятся к ХV столетию. А в начале следующего храм обновил герой борьбы с татарами Евстафий Дашкевич: на его деньги были установлены пять куполов и оборудован придел святого мученика Евстафия Плакиды. Кроме того, Дашкевич подарил святыне землю на левом берегу Днепра (будущая Воскресенка).
Хотите -- верьте...Закопанные в землю ломтики паски уберегают от града.
Заложение каменного храма (изображен на плане Ушакова) "проспонсировал" в 1670 году мещанин Михаил Грек, но сооружение было завершено лишь через 28 лет. Церковь ремонтировалась в 1732 году, а в 1809-м по проекту того же Андрея Меленского к ней пристроили классическую колокольню. Но, увы -- и этой святыне была суждена гибель от языков пламени. Когда же ее возобновили, от пяти куполов остался лишь центральный. А в 1931 году в Лету кануло все строение церкви.
P.S. В канун Пасхи не хочется заканчивать материал такой вот минорной нотой. Ведь храмы в столице возрождаются, и не исключено, что спустя лет так пять-семь в переулок Хорива, 2, потянутся горожане с пасками-крашанками в корзинах.