1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №81 (1725) за 10.04.2004

"САМАЯ БОЛЬШАЯ АВАНТЮРА В МОЕЙ ЖИЗНИ -- ПЕНИЕ В ДЖАЗЕ"

В Киеве состоялся юбилейный концерт Елены Образцовой. В VIP-зале аэропорта Борисполь примадонну российской оперной сцены поджидала многочисленная команда фотографов и журналистов. Но первым в дверях показался... Андрей Данилко, которого в суматохе узнали не сразу. Прикрывая лицо руками, в надвинутой на брови черной кепке, артист нырнул в толпу и скрылся. Следом за ним показалась Елена Васильевна в кожаном черном пальто с завязанной на шее пестрой косынкой, с "дочкой" на руках. Так певица называет свою любимую собачку -- черного пуделя, с выкрашенными в бордовый цвет прядями. "Ой, не надо меня снимать! Я сегодня такая страшная! Немазаная, некрашеная..." -- попросила звезда.

За примадонной проследовали режиссер Роман Виктюк в стильном клетчатом сюртуке и коллеги певицы по Большому театру -- Зураб Соткилава и Маквала Касрашвили, принимающие участие в творческих вечерах Елены Образцовой. Роман Виктюк пытался шутить: "Людей нема, а речі вже вкрали!" (как оказалось, в самолете мастер коротал время за рюмочкой коньячка в копании Данилко). Роман Григорьевич особо привечал полненьких женщин: "Оце справжня українка!" За этим следовали объятия и поцелуи. Всем предложили снять верхнюю одежду, но Виктюк, заметив, что Елена Образцова села за стол, не раздеваясь, последовал ее примеру: "Лена не роздягалась, и я не буду!" -- "Да Виктюк еще ребенок!" -- рассмеялась певица. "Мне 19. А вам?" -- шутил Виктюк. "А я еще не родилась!" -- парировала Образцова. Роман Григорьевич так охарактеризовал взаимоотношения с примадонной: "Мы с Леной две параллельные и не пересекаемся. Была вспышка -- и опять параллельные. Это Образцова и я".

-- Именно поэтому до сих пор не поставлена пьеса "Венера в мехах", о которой так много говорили?

-- Он, наверное, ждет пока я помру, -- смеется Образцова. -- А если серьезно, то мы только что были в Челябинске, где я играла в спектакле "Антонио фон Эльба" в постановке Виктюка. Прилетели в Москву -- и сразу к вам, в Киев. Я с Зурабом Лаврентьевичем (Соткилавой. -- Авт.) была недавно в Ташкенте, там планировался мой творческий вечер, но в связи с террористическими актами нас побоялись выпускать на сцену. Думаю, что поедем туда в мае или июне, как получится...

К разговору подключился Зураб Соткилава: -- Эта русская женщина возбуждает меня так, что я иногда не могу... но делаю. Я счастлив, что она пригласила меня на свой юбилейный концерт! К сожалению, в нашей стране ее имя не на такой высоте, как она заслуживает. У нас обязательно надо умереть, чтобы тебя потом вспоминали. Когда праздновали 200-летие Миланского театра "Ла Скала", Елену выделили даже больше, чем Марию Каллас.

-- Свои творческие вечера я уже провела в Москве, Санкт-Петербурге, -- продолжает Образцова. В Вашингтоне был очень интересный праздник: Доминго пригласил меня спеть партию графа Орловского в "Летучей мыши". Я впервые пела на английском языке, которого не знаю. Для меня это был большой стресс. Но я справилась! Сделали видеозапись этого спектакля, и теперь она будет продаваться на кассетах во всем мире. Я счастлива -- Доминго сделал мне такой подарок! Можно еще похвастаться? Когда отмечали юбилей Верди, на его родине в Италии меня наградили "Золотым Верди". В мире немногие певцы имеют такую награду.

-- В чем вы черпаете энергию для работы?

-- Энергию дает Господь Бог при рождении. Ее нельзя воспитать и культивировать, потому что она или есть, или ее нет. Так же и в музыке: можно научить технике пения, но музыкальности научить нельзя. Это дается свыше!

-- Как вы находите Киев?

-- Киев так хорош, так величествен, так самобытен, что я не стала бы его сравнивать с другим городом. Хорош! С изумительной архитектурой, памятниками, холмами, Киево-Печерской лаврой. Я его очень люблю!

-- Елена Васильевна, вы много концертируете, но еще и успеваете преподавать?

-- Преподаю во всем мире. Уже 10 лет я даю мастер-классы в Испании, Чехии, Америке, Италии. Но стабильнее всего -- в Японии и Испании. По три месяца в году провожу в Токио -- преподаю в академии Мусошино. Я туда все время хочу затащить и Маквалу, и моего дружочка -- Соткилаву. Это изумительная консерватория, в которую приезжают певцы со всего мира! Меня там любят! А я люблю японцев, японскую еду, их менталитет, уважительное отношение к людям, их искреннюю любовь к поэзии и природе, их сады, их любовь к классической музыке.

-- Если вы так много преподаете, почему дочь отдали учиться к Монтсеррат Кабалье?

-- Она украла мою дочку и стала заниматься с ней вокалом. У меня был шок! Они встретились, Ленка ей попела, и Монтсеррат ее забрала. Я ей позвонила и спрашиваю: "Что же ты своей дочке не преподаешь?", а она отвечает: "А почему ты сама не преподаешь?". Дети не могут заниматься с родителями.

-- Монтсеррат учит и Баскова...

-- О Баскове не очень хочется говорить, тем более -- рядом с Кабалье. Мы с ней много пропели в знаменитых операх. Когда карьера Монтсеррат пошла вниз и она уже не могла петь большие роли, то нашла своеобразный выход: разыскивала оперы, которые никто не знал. В известных произведениях, например в "Аиде", все знают, как должна звучать каждая нота. А кто знает, например, оперы Респиги?

-- Что вы считаете самой большой авантюрой в своей жизни?

-- Это пение в джазе. Я подготовила большую программу и спела ее в Санкт-Петербурге, а потом на своем юбилейном концерте в Большом театре. Это был очень большой риск. Я так волновалась! Потому что надо было петь на английском языке музыку, которую я раньше никогда не пела. А в зале столько народа! Причем, пришли не только мои поклонники, но и поклонники Игоря Бутмана, знатоки джаза. А я ведь пока начинающая певица в этом жанре.

-- Что вы вкладываете в понятие "примадонна"?

-- Когда человек состоялся, ему ничего не надо изображать. Он чувствует свою самодостаточность. А у тех примадонн, которые что-то из себя изображают, внутри ничего нет. Они компенсируют эту пустоту засчет наигранности. Мне ничего этого не надо. Я состоялась и в жизни, и в любви, и в искусстве. Поэтому мне не надо ничего играть. Какая есть -- такая есть.

-- Не могли бы вы нас познакомить со своей четвероногой спутницей?

-- Это моя подружка, моя "дочка". Когда Ленка уезжала, я сказала: "Теперь у меня есть другая дочка". По паспорту она была "Карма", но я испугалась этого имени и назвала ее Кармен. Раньше у меня был Антошка -- тоже пудель, но серенький. Когда в августе прошлого года он умер, я очень плакала. И мальчики из Театра Виктюка подарили мне эту девочку. Мы с ней никогда не расстаемся. Она не капризничает, не лает, слушает симфонический оркестр, выходит со мной на сцену в спектакле "Антонио фон Эльба". На одном из концертов Джесси Норман в Москве меня попросили прикрыть собаку тряпочкой, потому что у певицы -- аллергия на собак. Но я подумала, что такая маленькая собачка ничего не сделает с такой большой теткой!..