1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №83 (1727) за 14.04.2004

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ: СОКРАЩЕНИЕ? НЕТ, РЕФОРМИРОВАНИЕ!

Встреча с Евгением Марчуком проходила еще до обострения событий в Ираке, но касалась не менее важной "внутренней" темы, подсказанной редакционной почтой -- реформирования Вооруженных Сил, нормативной базы, социальных гарантий военнослужащих. Численность армии к 2006 году, как сообщалось, уменьшится с 355 тысяч до 200 тыс. человек. Из боевого состава планируется изъять 500 танков, 640 бронемашин, 250 артсистем калибра более 100 мм, 110 боевых самолетов, 50 вертолетов. Поэтому без предисловий приступили к вопросам.

-- Евгений Кириллович, начнем с главного: что происходит в ВСУ -- реформирование или сокращение? Наш читатель Евгений Тимченко из Днепропетровска проводит параллель с хрущевским "урезанием" армии, когда были "выброшено за борт 1 млн 200 тыс. военнослужащих".

-- Те сокращения проходили без каких-либо программ, законов, дополнительных гарантий, льгот, то есть, всего, чем с социальной точки зрения отличаются нынешние реформы. Мы говорим о сокращении инфраструктуры, а не численности. Можно "повыдергивать" из утративших боеспособность частей, гарнизонов по 10--20 процентов личного состава (при желании всегда можно найти "лишних" людей), и это было бы сокращение численности. Но при этом многие структуры продолжали бы и дальше бездарно "жевать" деньги, не давая возможности развиваться другим. В программе реформирования на 2004, как и на 2005 годы, четко определено, сколько и каких военных организмов должно остаться. Есть расчеты -- во что обойдется их содержание.

-- И на какие расчеты вышел профильный парламентский комитет?

-- К концу первого года реформирования ВСУ освобождается 602 млн гривен. Проще говоря, этот показатель и составляют затраты на содержание сокращаемых структур и подлежащих увольнению военнослужащих. Программа 2005-го дает еще где-то 560 млн. -- притом, что годовой бюджет по прогнозам, официально утвержденным на госкомиссии по реформированию ВСУ и подписанным первым вице-премьером, без спецфонда, равен 6 млрд грн.

-- Что это значит?

-- Что при не уменьшающемся бюджете от затрат на содержание структур, никак не определяющих обороноспособность страны, освобождается около миллиарда гривен. Это значит, что мы с головы на ноги ставим бюджет. Только в 2005-м году около 400 млн направим на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, закупки вооружений и военной техники. Для сравнения: сейчас на НИОКР -- максимум 35 миллионов и 60 млн -- на закупки. То есть, вот это цена макро-уровня реформ. Плюс объединение ПВО и ВВС в один вид Вооруженных Сил. Оно уже начато, причем с верхнего этажа, не снизу. Ликвидация дублирующих управленческих и обеспечивающих звеньев освободит 40 тысяч военнослужащих. За год процесс не завершится, но за два -- вполне. Уровень управления и эффективность выполнения поставленных задач, безусловно, возрастут.

-- Что закладывается в Программу развития вооружений до 2010 года?

-- При ее разработке мы исходили из того, что можем себе позволить, а не из того, что необходимо -- нет соответствующих ресурсов. Нужны высокоточные виды вооружений, высокотехнически оснащенная разведка, многое другое. Умная крылатая ракета бывает дороже, но и намного эффективнее танка... Все, что происходит в мире, свидетельствует: назрела необходимость в совершенно других вооруженных силах и иных, чем прежде, пропорциях. Во главу угла ставится принцип мобильности в применении ВС. Если не учитывать достижения научно-технической революции, мы уже в ближайшее время будем выглядеть средневековыми рыцарями, которые, владея танками, артсистемами, ракетами и прочим, не в состоянии ничего противопоставить высокоинтеллектуальным вооружениям... Реформирование ВСУ -- не ведомственное устремление Минобороны, Марчука, Верховного Главнокомандующего. Мало того, что с людьми необходимо обойтись по-человечески -- реформы обязательно дадут толчок развитию ВПК, науки. Ведь многие разработки имеют двойное назначение, двойные технологии...

-- Система военного образования соответствует потребностям сегодняшних ВСУ?

-- Она тоже нуждается в перестройке. Выпускников высших военных учебных заведений сейчас значительно больше, чем необходимо. Здесь парадокс и драма одновременно. Подготовка военных специалистов должна в значительной мере интегрироваться в цивильное образование. Вот пример: в Харькове готовят танкистов, в Сумах -- артиллеристов, еще где-то -- специалистов иного профиля, и все они -- сухопутчики. Мы же сосредоточимся в Одессе, на соответствующей базе, рядом с огромным и хорошо оборудованным полигоном Института Сухопутных войск, привлечем лучшие профессорско-преподавательские силы и станем готовить кадры для армии и "гражданки". Логично и целесообразно. Все развитые страны идут по такому пути.

-- Коль мы о других странах заговорили, внесите ясность: какие нам вообще нужны Вооруженные Силы? Почему их численность должна составлять 200 тысяч человек, а не 250 тыс.?

-- Новая редакция военной доктрины претерпела весьма существенные коррективы. Нужно было посмотреть, а какой мир вокруг нас, какие существуют реальные кратко- и долгосрочные угрозы Украине, ее военной безопасности... Это были самые большие муки -- отрешиться от стереотипов, поисков внешнего врага, именно страны-врага, потенциального противника и так далее... Сегодня последствия крупной террористической акции сродни военному вторжению, военной агрессии... Произошло существенное смещение природы угроз. Официально обозначенные как угрозы военной безопасности Украины, они вошли в отдельную главу Стратегического оборонного бюллетеня... Вчитываясь в каждый раздел, понимаешь, насколько все должно быть выверено, просчитано, логично и жестко связано с внутренней архитектурой аргументации документа... Задачи Вооруженным Силам Украины формулируются, исходя, прежде всего, из этого. А раз определены задачи, правомерно спросить: каковы же наши ВСУ, соответствуют ли они им? Это тоже отдельный документ -- Оборонный обзор, работу над которым заканчиваем в мае. Все должно быть основано на соответствующей нормативной базе, нормативных документах. Есть долгосрочная перспектива, бюджет, рассчитанный до 2010-го, а затем до 2015 годов, с ежегодной разбивкой внутренних расходов. Грубо говоря, программа реформирования. Эксперты Института стратегических исследований, других организаций разрабатывали модель ВСУ конца 2004-го, 2005-го и последующих годов вплоть до 2015-го -- в схеме и в идеологии... И по каждому году -- расчеты, сколько и чего надо. Три заседания госкомиссии по реформированию ВСУ во главе с премьером! По одной лишь странице дискуссии шли, представьте, шесть месяцев!

-- Что за страница такая дискуссионная?

-- Прогнозные показатели расходов государственного бюджета на оборону -- по годам до 2015-го, с привязкой к росту ВВП, темпам инфляции, эволюции социальных платежей. Это еще и дробление -- на реформирование, содержание, закупки ВВТ, решение социальных проблем. В динамике прослеживается радикальное изменение структуры бюджета. Численность меньше, зато по вооружениям -- рывок вперед... Вот вам еще одно отличие реформирования от сокращения: подготовлена четкая, иерархически выстроенная нормативная база. Показатели сопряжены с прогнозами Минэкономики по развитию бюджета, ВВП, эволюцией средней зарплаты, уровня жизни. Они не с потолка взяты. Мы не дискутируем сейчас с Минфином о величине бюджета, например, 2005 года -- по общему фонду она будет не ниже утвержденной.

-- Подведем итоги...

-- Нормативная база, организационно-практические мероприятия, финансирование, отдельный закон о социальной защите военнослужащих и членов их семей -- вот, если кратко, основные составляющие реформирования ВСУ до 2015 года.

-- После первого чтения в Верховной Раде проект соответствующего закона обогатился примерно 70 поправками. Часть была внесена парламентскими комитетами по обороне и бюджету, часть -- Минобороны. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее принципиальны?

-- Во-первых, право на получение военнослужащими пенсии при 15 годах выслуги по достижении 45 лет (может быть и другой возраст). Во-вторых, закладывается норма, предусматривающая, что положение о начислении и расчетах вступает в силу уже с 1 января 2004 года. В-третьих, точно выписан порядок начисления на единовременное денежное содержание от конкретной базы, а также изменена формула (после принятия решения об увольнении военнослужащий может оставаться на денежном содержании в течение года).

-- А если народные депутаты вернут законопроект на новую доработку?

-- Пострадают, прежде всего, военнослужащие. Есть независимые от реформ процессы сокращения. Люди будут уходить по существующим сегодня общим правилам и не попадут под действие нового закона, предусматривающего социальные гарантии, льготы, конкретную защиту со стороны государства.

-- Знаю, что у министра большая почта. Вы, как Ленин, читаете каждое десятое письмо, а остальным девяти отвечают за вашей подписью?

-- Каждое письмо я просто физически не в силах прочесть, хотя регулярно принимаю людей, общаюсь с ними. Последний раз 85 человек на приеме было... Сейчас подход такой: если на центральный аппарат министерства будут выходить с обращениями, которые следовало разрешить на месте, -- по мере накопления подобных фактов начнем таких военачальников освобождать. Это не значит, что снимаем с себя ответственность. Но пора кончать с практикой, когда заявители уповают только на Минобороны и не в силах достучаться до командира части, соединения. И механизм, который сейчас задействован, дает реальную картину событий.

-- А вот группа читателей "Сегодня" из Киевской области уверена, что министр и его команда еще далеки от народа: "О военнослужащих Белоцерковского гарнизона забыли -- в войсковых частях А 2167, А 1552, А 1921, А 3122 не платят деньги за ночные дежурства, боевую готовность, задерживают "тринадцатую" зарплату..."

-- Да, искажений, равнодушия, неверия в реформы немало. И зарплату задерживают, хотя закон, повторяю, предусматривает, что норма всех выплат будет действовать с 1 января этого года. Возмущает формализм при увольнении грамотных, толковых специалистов. Мы сознательно сохранили более 20 тысяч вакансий, чтобы маневрировать ими, отбирать лучших. Часть расформировывается, по ряду параметров она никому не нужна, есть другая, боеспособная, но в той, которая попадает под сокращение, до 40 процентов отличных офицеров -- их обязательно нужно сберечь и иметь крепкий резерв, предложив адекватное квалификации, опыту, знаниям место, пусть даже в другой местности. На подлежащую расформированию часть создаем социальные паспорта: сколько в ней людей с правом выслуги, сколько -- без, кто имеет жилье, кто состоит на очереди, какое незавершенное жилищное строительство (или его вообще нет), каков рынок жилья в данном регионе... Опять же, разрабатывается определенная схема. Это не стихийный процесс.

-- Семьи военнослужащих части А 2963 из Винницкой области не уверены, что когда-нибудь получат нормальные квартиры.

-- Как бы ни хотелось, обеспечить благоустроенным жильем одномоментно всех мы не в силах. Но на решение жилищной проблемы из бюджета выделяется 304 млн гривен -- это немало. Есть рынок жилья -- покупаем. Нет -- строим, входя в долевое участие.

-- А отчего такой большой разрыв в пенсиях у тех, кто увольнялся в 90-х годах, и у тех, кто уходит теперь?

-- В последние семь-восемь лет была задействована не совсем грамотная методология повышения денежного содержания военнослужащих. Наращивали различного рода доплаты, в то время, как нужно было "поднимать" суммы за должность и звание. Тогда это переносилось бы и на людей, ставших пенсионерами ранее. Это вина не Верховной Рады, как думают некоторые, -- инициатива исходила от Минобороны. Диспропорция в пенсиях составляет более 1, 9 млрд грн. Нужно быть реалистами: чтобы уменьшить разрыв, понадобится около трех лет. Он уже сокращен процентов на 20. До конца года сократим на столько же. Так что оптимизм терять не нужно.

-- И трудоустройство увольняемых из ВСУ волнует министра?

-- Конечно. Есть договоренности с МВД, Погранвойсками, МЧС -- туда охотно берут военнослужащих. Многие уже пополнили их ряды.

-- Мы начали беседу аналогией нынешних реформ с тотальным сокращением советской армии начала 60-х...

-- Такие аналогии неуместны еще и потому, что освобождение от лишних звеньев, военных организмов позволит направить крупные средства в науку, развитие ОПК. Мы только за два года отдадим 200 военных городков. Из 4 тысяч танков половина пойдет под нож. И инфраструктура будет постепенно меняться, и приоритеты. Около 40% -- на модернизацию имеющейся военной техники, вооружений, примерно столько же -- на НИОКР, закупки новых ВВТ. И вложенный сейчас миллиард окупится сторицей.

-- Подполковник в отставке Алексей Павличенко пишет: "Сегодняшний министр обороны не знает, где окажется после президентских выборов 2004 года, а потом придет новый Кузьмук, и все останется на той же точке". Что бы вы на это ответили?

-- Пессимистов относительно реформирования Вооруженных Сил хватает. Известно: те, кто был причастен к реформам, не пользовались большой популярностью. Я это хорошо понимаю. Но если все оставить как есть, поразившие армию болезни будут прогрессировать. Лечение предстоит трудное. А иначе -- нельзя.