1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №83 (1727) за 14.04.2004

А БЫЛ ЛИ ШИШКИН?

Выдержав длинную паузу, директор Тернопольского областного художественного музея Игорь Дуда наконец созвал пресс-конференцию, на которой публично подтвердил факт похищения из зала зарубежного искусства этюда Ивана Шишкина "Лесное кладбище". Правоохранители тоже не растерялись, отчитавшись чин по чину: следствие приближается к завершению, преступника вот-вот задержат, картину возвратят на место. Начавшая было забываться история вновь привлекла к себе интерес.

По словам сотрудницы музея, в то воскресенье храм искусства посетили лишь двое парней. Женщина как раз дежурила и перед их приходом, как на грех, отпросилась по делам, оставив на кассе экскурсовода. Разорваться на то, чтобы присмотреть за билетами и проследить за любителями живописи, экскурсовод не могла. Собственно, и поводов для тревоги вроде не было. Ребята с виду приличные, к тому же на Тернопольщине из музеев еще никто и никогда не воровал.

Неброский этюд "Лесное кладбище" размерами 23х34 см висел в самом последнем зале в довольно скромном закоулке. По предположению директора музея, его просто вынули из рамы и спрятали под куртку -- сделать это было несложно. Игорь Дуда категорически возражает против версии о том, что картину украли раньше, чем это заметили.

-- В соответствии с инструкциями, каждый вечер сторож, принимая смену, обходит все залы и в специальной книге напротив каждого холста или скульптуры делает пометку, -- пояснила главный хранитель фондов музея Оксана Войтович. -- Утром сторож с одним из научных сотрудников вновь обходит всю выставку и делает в журнале пометки. Если работу забирают на реставрацию или меняют, то новое название, автор работы, инвентарный номер заносятся в книгу учета.

-- Нас успокаивает мысль, что если этюд Шишкина еще не вывезли за границу, его обязательно найдут, -- говорит Игорь Дуда. -- Тем временем следствие к числу подозреваемых в первую очередь причислило нас, работников музея. Сразу были опечатаны фонды, на протяжении 10 дней контрольно-ревизионное управление области совместно с милицией проводили проверку товарно-материальных ценностей. Даже родилась сенсация: среди экспонатов фондов обнаружили... всемирно известный холст Рафаэля "Сикстинская мадонна". Мы едва убедили ревизоров, что это всего-навсего репродукция.

Все было б ничего, но на пресс-конференции администратор почему-то умолчал, что в картотеке музея отсутствовала карточка учета "Лесного кладбища", и за необходимой информацией следствие вынуждено было обращаться в краеведческий музей. Более того, Игорь Дуда подчеркнул, что у него вообще возникли сомнение, на самом ли деле этот этюд принадлежал кисти Шишкина. Якобы экспертизу музейных полотен никто никогда не проводил. Видимо, именно поэтому музей оценил пропажу в 6 тысяч гривен. Хотя сложно предположить, что во время создания Тернопольского художественного музея из Киева передали копию, а не оригинал этюда.

Прокомментировать ситуацию мы попросили известного искусствоведа, председателя украинского представительства Международного совета музеев, заслуженного работника культуры, лауреата национальной Шевченковской премии, директора Львовской галереи искусств Бориса Возницкого. Он пояснил, что даже простейшие рисунки карандашом, сделанные рукой Ивана Шишкина, официально стоят свыше 25 тысяч долларов. Сейчас в Львовской галерее экспонируется одна из картин мастера, оцененная экспертами в 30 тысяч условных единиц. Что касается "Лесного кладбища", то, как известно, летом 1893 г. на пленэре в Беловежской Пуще художник написал 48 этюдов, которые вскоре были изданы отдельным художественным альбомом. Со временем Иван Шишкин создал полотно "Лесное кладбище", которое сейчас выставлено в Москве, в Третьяковской галерее. Одноименный же этюд длительное время хранился в Киевском музее русского искусства, в 1979 году эта работа Шишкина и картины еще четверых знаменитых художников -- Н. Клодта, В. Маковського, А. Киселева и К. Лемоха -- были переданы Тернопольскому краеведческому для создания картинной галереи. Со временем на ее базе открыли художественный музей.

До сих пор, впрочем, загадка, почему выкрали именно "Лесное кладбище", известно ведь, как подчеркнул господин директор, что в экспозиции есть более ценные полотна.

КСТАТИ

Картины Ивана Шишкина не впервые привлекают внимание уголовного элемента. О кражах из музеев история молчит, но из частных владений в Москве творения великого художника похищали довольно часто. К примеру, 26 мая 1995-го года картину "Утро в лесу" (150х100 см) неизвестные выкрали из квартиры 65-летнего москвича Дмитрия Хитарева. 10 июня того же года из санатория "Узкое" исчезло полотно "Лесное озеро" (32х52 см). 15 ноября 1996-го картина с изображением летнего пейзажа пропала из квартиры пенсионера Константина Сизова, при этом неизвестные разбойники задушили хозяина электрошнуром от переносной лампы. 29 сентября 1999 года был совершен разбойный налет на жилище 76-летней москвички Любови Оксетенко. Женщина осталась жива, но три картины, одна из которой принадлежала кисти Ивана Шишкина, пропали бесследно.

Последнее похищение датируется 28 октября 2003 года. Из кабинета директора одного из предприятий, расположенного в Москве на улице Россолимо, исчез "Летний пейзаж", который эксперты оценивали в 3 миллиона 600 тысяч рублей. Спустя три дня, 31 октября, муровцы задержали по подозрению в преступлении некого Николая Парамонова, у которого якобы и изъяли пропавшее полотно. Примечательно, что арестованный работал главным бухгалтером на том самом предприятии.