1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №86 (1730) за 17.04.2004

НАПОЛНИТЬ БЕНЗОБАК СТАНЕТ ЕЩЕ ДОРОЖЕ

Подорожание бензина и "солярки", к которому так долго и настойчиво готовили нас нефтетрейдеры, началось. И прогнозы здесь неутешительные. Аргументы крупных игроков на рынке горючего: повышается спрос в связи с посевной и началом сезона активной эксплуатации частного автотранспорта, растут цены на нефть в мире, а Россия с 1 апреля увеличила экспортную пошлину на свою нефть. И все же воздействие этих факторов неадекватно уже состоявшейся, а тем более -- грядущей "рихтовке" ценников.

По информации Минэкономики, с начала месяца по конец прошлой недели в большинстве областей нефтепродукты подорожали в среднем на 3--5%, причем больше всего -- дизтопливо. На этой неделе ценовой пожар охватил уже все регионы, причем дополнительный рост составил 1--2%. И это еще не предел.

Напомним, президент Торгового дома "ТНК-Украина" Александр Городецкий прогнозировал, что подорожание до середины апреля составит 5--10%. Как говорится, нижняя граница уже пройдена. А намедни вице-президент нефтяной компании "Альянс-Украина" Ясин Абдулаев заявил, что горючее во всех сегментах в течение апреля-мая может подорожать еще на 5--10 %, если сохранятся сегодняшние цены на нефть на мировых рынках ($32--35 за баррель). Как следствие, стоимость российской нефти, поставляемой в Украину, удерживается на уровне, сопоставимом с европейским. Среди внутренних факторов подорожания нефтепродуктов он назвал сезонный рост спроса и активизацию сельскохозяйственных работ. Кроме того, по словам Абдулаева, Россия, в связи с возобновлением в начале апреля речной навигации и вводом четвертой очереди Балтийской трубопроводной системы, получает возможности дополнительного экспорта нефти, что способствует удорожанию энергоносителей, поставляемых в Украину. Наконец, удорожание сырья для украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, соответственно, рост себестоимости горючего, вызвано повышением с 1 апреля российской экспортной пошлины на нефть с $33,9 до $35,1 за тонну.

Председатель правления ОАО "Запорожнефтепродукт" Владимир Головко также утверждает, что в ближайшие месяц-два следует ожидать очередного подорожания нефтепродуктов на 10--15 коп. за литр. Причина -- увеличение спроса, который в летний сезон вырастет минимум на 50%. По его мнению, приведенному агентством "Интерфакс-Украина", рост цен в этот период будет обусловлен коммерческим интересом структур--собственников автозаправок (а значит, субъективными причинами -- Авт.). Согласно прогнозу Головко, цена может снизиться только в том случае, если между субъектами рынка усилится конкуренция и не будет дефицита топлива.

Кстати, о дефиците. По крайней мере, сегодня на НПЗ имеется переизбыток, а не недостаток готового к отгрузке горючего. Как сообщил автору консультант гендиректора производственного объединения "Укрнефтехимпереработка" Николай Сикорский, в первом квартале нынешнего года отечественные НПЗ переработали 5,489 млн т нефти -- на 16,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Текущие поставки сырья -- стабильные. И если нефтетрейдеры не слишком увлекутся вывозом бензина и дизтоплива за рубеж, нам "горючки" хватит с лихвой. А вот стоимость поставляемых в страну углеводородов действительно растет. По словам экономиста "Укрнефтехимпереработки" Юрия Повшедного, если в марте российская нефть обходилась нам в $172--179 за тонну, то в апреле -- уже $180--184/т. Энергоноситель отечественной добычи "подрос" соответственно с 1013 до 1036 грн./т.

Однако сейчас ажиотаж на мировом нефтерынке улегся, незначительное повышение цен перемежается столь же несущественным спадом. Давайте проанализируем единственный названный нефтетрейдерами объективный фактор подорожания бензина -- уже состоявшийся рост цен на сырье. Итак, поставляемая в Украину нефть подорожала в апреле на 3%. А бензин и дизтопливо -- уже вдвое больше. Выходит, субъективная причина, стремление увеличить прибыль от сезонного повышения спроса на горючее, выходит на первый план. Причем "роль личности" в этом процессе подтверждается еще и тем, что одни и те же компании в ряде регионов переписывают ценники на АЗС, а в других областях -- оставляют их неизменными. Надеяться на рыночную конкуренцию особо не стоит: как правило, в регионе присутствуют 2--3 крупных торговца, которые всегда могут синхронизировать свои действия (я не говорю о прямом сговоре). Поэтому желаем Госкомитету по контролю за ценами быть бдительным и в случае "нахальства" со стороны трейдеров и при наличии соответствующего решения правительства -- урезать аппетиты особо жадным торговцам.