1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №87 (1731) за 19.04.2004

БЕРНАРДО БЕРТОЛУЧЧИ НЕ МОЖЕТ СЕРЬЕЗНО ОТНОСИТЬСЯ К СВОИМ ФИЛЬМАМ И К СЕБЕ

Любой новый фильм режиссера, еще при жизни ставшего "великим", вызывает жгучий интерес -- а о чем думает он, попавший на киноолимп, что волнует его с высоты славы и почти что гениальности, какие приемы он найдет для воплощения своих идей? Новая картина Бернардо Бертолуччи "Мечтатели" стала одним из главных событий Венецианского и Сан-Себастьянского кинофестивалей этого года.

Но показывали ее вне конкурса -- разве может Бертолуччи идти в "шеренге сравнений"? И действительно, с "Мечтателями" трудно что-либо поставить рядом, в том числе, и собственные фильмы Бертолуччи, общепризнанные шедевры мирового кино: "Конформист", "Двадцатый век", "Последний император" (получивший девять "Оскаров"), "Маленький Будда", "Ускользающая красота".

"После "тяжеловесности" моих фильмов об императорах и восточных философах я хотел понять, смогу ли вновь обрести легкость", -- говорит мэтр. Его новый фильм снят по роману Жильбера Адэра -- как будто о студенческих волнениях в Париже 1968 года, но, скорее, -- о приобретении молодыми людьми сексуального опыта. Режиссер изображает любовный "треугольник": американский студент, приехавший "по обмену" во Францию, и его местные сверстники -- брат и сестра. И если в предыдущих фильмах мастера секс занимал очень даже не последнее место (например, в "Последнем танго в Париже", запрещенном по этой причине даже в Италии), то в "Мечтателях" он уже на самом первом месте. "Думаю, что "Мечтатели" в большей степени о сегодняшнем дне, чем о 1968 годе, -- комментирует режиссер. -- Современная молодежь такая раскованная и свободная потому, что их родители вышли на баррикады в 1968-м! Этот год изменил все! В те годы секс считался чем-то революционным. Он означал единение, стремление идти в ногу с новейшими тенденциями в политике, музыке, кино".

Чувствуется, что режиссер ох как надолго запомнил свое юношеское сексуальное потрясение -- чтобы лишь сейчас, когда открылись все запретные шлюзы, в свои 63 года рассказать о нем. Из-за скандальности видеоряда фильма американские прокатчики прибегли к цензуре -- на экранах США "Мечтатели" появились только с купюрами. В России фильм вышел без цензуры, и киевские зрители тоже увидят его полную версию. Так что в этом смысле мы уже обогнали Америку! А по поводу реакции на "Мечтателей" в Штатах режиссер в недавнем интервью заметил: "Больше всего меня возмущает, когда в какой-нибудь рецензии задается вопрос: "Неужели нельзя было обойтись без обнаженки?". И каждый раз я думаю: а почему этих вопросов никогда не задавали Пикассо или Рубенсу?". А когда его спросили, не испытывают ли актеры чувство неловкости во время съемок таких сцен, Бертолуччи только засмеялся: "Да все они повеселились изрядно: это же видно по фильму!".

Интересно, что "Мечтатели" -- уже третий фильм, который итальянец Бертолуччи (на время изменивший отечественному кино с Голливудом), снял в любимой всеми творцами французской столице -- после "Конформиста" и "Последнего танго в Париже".

Пока зрители будут приходить в себя от шока после откровений "Мечтателей", Бертолуччи спешит сделать следующий фильм, который пока называется "Рай и ад". Это история о композиторе конца XVI века Джезуальдо ди Веноза -- принце Неаполя, которого гений XX века Игорь Стравинский назвал "Пикассо музыки XVI века". В фильме Стравинский и его жена Вера будут "расследовать" любовную историю Веноза, произошедшую 300 лет назад. Интересно, использует ли маэстро свои откровенные сексуальные находки и в этой картине? Ведь сам он признается: "Люди относятся к моим фильмам серьезно, но я сам не могу относиться к ним серьезно. И к себе тоже".