1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №88 (1732) за 20.04.2004

ВУЗ РАЗРУШАЮТ ИЗ-ЗА БУФЕТА, ГДЕ КОРМИЛИ СИРОТ?

В прошлую пятницу мы сообщали о митинге, который устроили у стен Киевского университета экономики и технологий транспорта студенты и преподаватели. Причина волнений крылась в том, что Министерство транспорта Украины решило приостановить набор студентов на новый учебный год. В мотивах конфликта корреспондент "Сегодня" разбиралась на месте событий. Как и обещали, публикуем результаты журналистского раследования.

КУДА ДЕВАТЬ МОЛОДЕЖЬ?

Александр Кутах представился "бывшим ректором" университета. 14 апреля его уволили с должности, а 15-го числа, в самый разгар волнений, в университет привели нового руководителя.

СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

История Киевского университета экономики и технологий транспорта начинается с 1953 года. Изначально вуз был в составе Харьковского института железнодорожного транспорта, который два с половиной года тому назад постановлением Кабмина обрел статус академии. Одновременно столичный филиал был преобразован в самостоятельное учебное заведение. Сегодня здесь действуют 22 кафедры, в составе профессорско-преподавательского состава работает 246 человек, на пяти факультетах учатся 6239 студентов. Работает аспирантура, докторантура, создано два специализированных ученых совета по защите диссертаций.

В марте вуз получил лицензию Минобразования, которое подтверждает его право готовить магистров и в этот же месяц сам факт существования вуза повис на волоске. Изначально в Минтрансе якобы возникла идея ликвидировать университет на корню, но когда встал вопрос о том, куда девать студентов, приняли "соломоново решение": приостановить новый набор. 31 марта Александра Кутаха уведомили об этом в письме, подписанном министром Георгием Кирпой.

-- На подготовительных курсах университета учатся 559 человек. Эти ребята профессионально сориентировались, и отказ во вступительных экзаменах будет для них ударом. Не только моральным, но и материальным, ведь родители исправно платили за подготовку к поступлению. В подобном положении оказались студенты четвертого курса, которые после получения диплома бакалавра рассчитывали получить высшее образование. Теперь им придется ехать либо в Харьков, либо в Днепропетровск, где также работают ведомственные вузы, но будут ли там рады нашим выпускникам -- вопрос открытый. Несладко будет при этом и студентам средних курсов, чьи планы на будущее тоже потерпят крах. Следующая проблема -- это судьба преподавательского состава. Из университета начнется массовый отток кадров, поскольку у людей не будет перспективы.

ВОЗМОЖНЫ ИСКИ

-- Многие не останутся здесь работать по нескольким причинам, -- делится соображениями доцент кафедры транспортных систем, сервиса и логистики Леонид Петренко. -- Во-первых, потому, что с годами будет падать преподавательская нагрузка, значит, уменьшиться заработок. Во-вторых, если человек понимает, что через два-три года останется без места, он уже сейчас начнет искать новую работу. В-третьих, если первого и пятого курса не будет, университет потеряет 40% ежегодного бюджета, поскольку деятельность вуза обеспечивается в основном за счет контрактной формы обучения. Даже 9% финансирования, которые выделяют из государственной казны под госзаказ, и тех не дадут, если не будет нового приема.

-- В случае отказа от первого курса коллектив моего подразделения должен быть сокращен наполовину, -- говорит заведующая кафедрой гуманитарных наук профессор Валентина Галаган. -- Гуманитарные дисциплины на первом курсе составляют до 60% учебного плана, а на старших этот процент значительно меньший. А ведь все преподаватели, с которыми в силу обстоятельств придется расстаться, избраны на должности по конкурсу, с ними заключался контракт на 3--5 лет. Таким образом будут нарушены трудовые права, а это может повлечь гражданские иски.

СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

За последние два с половиной года университет издал 14 учебников, 154 учебных пособия, 34 монографии, 371 учебно-методическую разработку. В прошлом году показатели научных исследований университета превысили 1,1 млн грн.

"БОЮСЬ, ЧТО УНИВЕРСИТЕТ ВООБЩЕ ЗАКРОЮТ"

-- Большинство из нас твердо рассчитывали на продолжение учебы, -- говорит четвертокурсница Наталья Вознюк. -- Я, к примеру, твердо знаю, что по моей специальности с дипломом бакалавра трудно устроиться, нужно быть специалистом, иначе придется искать другую. А за мое обучение платила железная дорога, рассчитывая получить специалиста.

-- Я больше всего боюсь, что университет вообще закроют, об этом все сейчас говорят. -- делится наболевшим второкурсник Михаил Марчишин. -- И тогда получится, что два года учебы, которой отданы все силы, пропадут зря. Опять придется сдавать вступительные экзамены, начинать с нуля...

На митинге у стен университета студенты вели себя смирно, но шумно. Сканировали "Ганьба!", топали ногами, размахивали транспорантами и на манер шахтеров стучали пластиковыми бутылками об асфальт.

-- Тут только что из Министерства транспорта кто-то выступал, говорили, что дадут нам доучиться, но ничего конкретного не пообещали, -- пожаловалась тоненькая девчушка. -- А когда я к одной женщине подошла с конкретным вопросом, то она глянула на меня строго и заявила: "Что же вы так, вы же к нам еще на работу придете устраиваться." Представляете, что имелось ввиду?!

Когда я спросила, как зовут собеседницу, девушка покраснела и спряталась за спину подруги. Видать, намек подействовал.

КОРМЕЖКОЙ СТУДЕНТЫ ДОВОЛЬНЫ

3 марта этого года Кабинет министров Украины дал поручение упорядочить сеть ведомственных высших учебных заведений с учетом потребностей отрасли в подготовке специалистов. Дело, очевидно, нужное, но нигде не сказано, что должно быть скоропалительным. В системе Минтранса действует три профильных вуза, однако "дамоклов меч" завис именно над столичным. 30 марта в Киевском университете экономики и технологий транспорта начала работать комиссия, а 31-го Георгием Кирпой было подписано письмо, наделавшее столько переполоха.

-- Министр не является собственников вуза, -- делится мнением доктор экономически наук профессор Нонна Титова. -- Это письмо не должно было появиться до окончания работы комиссия, которая наметила срок до 9 апреля.

В официальной бумаге из министерства приостановление приема студентов мотивировано тем, что уровень трудоустройства выпускников киевского вуза на предприятиях железнодорожного транспорта низок. Преподаватели утверждает обратное: 97% их воспитанников находят работу в отрасли. А согласно графикам, которые предоставил корреспонденту "Сегодня" разжалованный ректор Александр Кутах, столичный университет опережает коллег из других городов по многим показателям. Пожалуй, с этим стоило бы разобраться поглужбе и подольше, чем за десять дней, которые отвела себе для работы комиссия.

С актом проверки профессорско-преподавательский состав ознакомили 13 апреля. 14-го, как мы уже говорили, был подписан приказ о снятии ректора с должности. Комиссия нашла немало недостатков, но в части, где речь идет о науке и организации учебного процесса, замечания в общем-то рядовые. Таких к любому вузу можно предъявить немерено. Самым большим грехов Александра Петровича является... буфет: вместо того, чтобы платить университету арендную плату, кафе бесплатно кормит малоимущих студентов.

-- Действительно, мы организовали обеды для сирот, чернобыльцев, ребят из бедных семей, но это предусмотрено договором, который составлялся с университетом. Никакой "черной бухгалтерии" в этом нет, -- недоуменно пожимает плечами работница буфета Екатерина Жилик. -- Студенты нами довольны, а не это ли важно?

Видать, не это, ибо резолютивная часть приказа так и звучит: "За одноразове грубе порушення своїх трудових обов"язків, яке полягає в недотриманні чинного законодавства при укладанні в березні 2004 року договору про спільну діяльність з... (следует фамилия человека, организовавшего в университете злополучный буфет) та порушенні фінансової дисципліни розірвати контракт... і звільнити ректора Київського університету економіки і технологій транспорту Кутаха Олександра Петровича з займаної посади".

Это -- официальный документ. Неофициальные же источники утверждают, что причина конфликта кроется в здании университета, расположенном в самом центре Киева возле Южного железнодорожного вокзала. В корпусах, где пока еще звенят студенческие голоса, хотят разместить научно-исследовательский институт. И не такая это тайна, как может показаться, если о ней в открытую говорили на митинге.

Когда материал готовился в печать, мы узнали, что Александр Кутах намерен оспаривать свое увольнение в судебном порядке. Также стало известно, что сегодня студенты собираются митинговать у стен Верховной Рады.