1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №89 (1733) за 21.04.2004

ЕСЛИ ЗАПЛАТИЛ, НО ОСТАЛСЯ БЕЗ ТЕПЛА, СПРАШИВАЙ С ПОСРЕДНИКОВ, --

15 апреля в столице финишировал отопительный сезон. Конечно, будут и весной такие деньки, что горячие батареи не помешали бы, но кратковременные перепады температуры нашему народу не страшны -- в каждой квартире найдутся телогрейки. Главное теперь, чтобы была горячая вода. Ведь еще свежи в памяти февральские отключения в высотках "тепленькой" из-за долгов. Вовремя оплачивающих коммунальные услуги это задело за живое. "Неужели законно наказывать всех по вине нескольких должников?" -- возмущались они. Наталья Иванова, замдиректора структурного подразделения "Киевэнерго" -- "Энергосбыт" -- согласилась ответить на интересующие наших читателей вопросы.

-- Отключаем горячую воду потребителям лишь тогда, когда другого выхода нет. Ведь несмотря на то, что закона при этом мы не нарушаем, люди, не выясняя, кто на самом деле виноват, обвиняют нашу компанию. До нынешнего года обходились без отключений и за поставленный газ для выработки тепла нередко расплачивались кредитами. В 2004 год вошли без задолженностей. Но в январе-феврале киевляне не спешили оплачивать счета. И мы не смогли рассчитаться с газовщиками -- не спасли даже два кредита: на 45 и 30 миллионов гривен. Нам ежедневно надо перечислять за газ до 5 миллионов гривен. Поэтому с 12 февраля дома, где долги набежали от 100 до 200 тысяч, вынуждены были оставить без горячей воды.

-- И без вины виноватыми оказались тысячи киевлян...

-- Да, но ведь счетчик горячей воды в каждой квартире не установишь. Нет технической возможности: огромная труба по квартирам не "разветвляется". Счетчик -- один на высотку или даже на несколько зданий. Потому договор составляется не с каждым жильцом, а с балансосодержателем дома -- жэком или УЖХ, правлением ЖСК, совладельцами ОСББ или предприятием, на балансе которого находится ведомственное жилье. Он снимает показатели прибора учета и "разбрасывает" их по квартирам с учетом метража и количества обитающих там людей. За посредничество между жильцами и АК "Киевэнерго" балансосодержатели получают свои 5,5 %, заложенные в тарифах. Кроме того, им идет еще 1% от начисляемых сумм и от акционерной компании -- за эксплуатацию внутридомовых сетей. Они же и являются потребителями "Киевэнерго", которые по договору обязываются вовремя платить за услуги, оказанные всему дому. Если оплата из высотки задерживается, вследствие чего происходят отключения, люди, не имеющие долгов, должны предъявлять претензии не нашей компании, а своей жилконторе.

-- За границей такая же система расчета?

-- Ни в одном государстве жилец квартиры в высотке не может напрямую заключить договор на поставку тепла и горячей воды, поскольку технология подачи теплоносителей везде одна и та же. Индивидуальный контракт могут составлять лишь обитатели частного сектора. Кстати, квартирные счетчики горячей воды на самом деле являются лишь расходомерами, которые считают объем выливающейся из крана струи и не учитывают ее температуры. Их показатели могут быть лишь примерным ориентиром при начислении оплаты. А еще каждый обитатель дома должен вносить свою долю и за отопление мест общего пользования -- парадного, подвала, чердака.

-- Во скольких домах отключалось горячее водоснабжение?

-- Из всех групп потребителей "закоренелые" должники -- жилищные организации. Только за теплоэнергию по состоянию на 23 марта они должны компании 745 миллионов гривен, а за январь-февраль долга набежало 112 миллионов. В феврале, когда встал вопрос об отключении воды, в списке было около 250 домов. Их балансосодержателей заблаговременно устно и письменно об этом уведомляли. Если бы они вовремя отреагировали -- сделали текущую проплату и реструктуризировали долги -- отключения можно было бы избежать. Сегодня хозяева 198 домов уже сделали это, "разбив" на 5 лет "старые" задолженности на сумму 43 миллиона гривен. Сейчас без теплой воды живут 56 высоток.

-- Как не имеющим долгов киевлянам перестраховаться от отключений горячей воды?

-- Заставить работать "хозяина" дома -- жэк, правление кооператива, поскольку они берут с жильцов деньги за посредничество. Это их дело -- убеждать должников заключать договора на реструктуризацию и не задерживать текущие проплаты. Неплохой в этом плане опыт Запорожья и Днепропетровска, где местные власти в каждом доме коммунальной собственности ввели должность управляющего. Выгодно всем: и коммунальным организациям, вовремя получающим расчет за услуги, и жильцам -- человек, приставленный к их высотке, поддерживает порядок.

-- Могут ли киевляне, которые желают, чтобы их батареи были теплыми даже весной, продлить "отопительный сезон"?

-- Мы готовы давать тепло круглый год, лишь бы за него платили. Думаю, найдутся в столице жилищные организации, которые сделают подобные заявки. Ведь наряду с высотками со 100-тысячными долгами есть более 200 домов, имеющих переплаты.