1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №91 (1735) за 23.04.2004

НЕРАЗБЕРИХА С ВОЗВЕДЕНИЕМ МОСТОВ В СТОЛИЦЕ

Начнем со второго. Эпопея с проектированием автомобильно-железнодорожного моста через Днепр, похоже, близится к завершению. Как сообщили в пресс-службе Минтранса, "вопрос решен на девяносто процентов". И сам министр транспорта Георгий Кирпа на последней пресс-конференции заявил, что в этом году уже будет заложена капсула моста, а через годик-другой по нему побегут поезда с автомобилями. Однако намерения Минтранса по-прежнему не совпадают с планами городских властей.

Казалось бы, радоваться надо, что к возводимому нынче Подольскому мосту добавится еще один. Увы, мост построить -- не в Днепр плюнуть: большие деньги нужно выложить. Если первый оценивается в $300--500 млн, то второй -- в $1,5 млрд. Причем последнюю сумму Минтранс предлагает городу поделить по-братски: рельсы -- наши, автополосы -- ваши. Киев выворачивает карманы, мол, не потянем два моста сразу. А Минтранс указывает на соответствующее постановление Кабмина, дескать, строительство моста неизбежно.

Подробности этой перепалки -- тайна, покрытая мраком. Ни одна из сторон не спешит комментировать происходящее. Журналистский аргумент -- народ имеет право знать -- в этом случае не действует. Иначе как назвать почти двухмесячное молчание "Укрзалізниці" в ответ на официальный запрос редакции? Оправдания сводятся к следующему: ничего пока не ясно, ничего не решено, а посему и комментировать нечего. Приходится довольствоваться громкими, но неубедительными заявлениями. Судите сами. Ранее говорилось о том, что в марте уже начнется сооружение моста. На улице -- конец апреля, а его проект на архитектурном градсовете еще не рассматривали.

Справедливости ради отметим, что предварительный проект моста, точнее его концепцию, градсовет таки одобрил. Выглядит она так. В столице есть два железнодорожных моста -- Дарницкий и Петровский. Их технические возможности не справляются со значительным увеличением транспортных потоков. Например, проектная пропускная способность Дарницкого моста -- 160 пар поездов в сутки, а фактическая -- до 130. Петровский мост также не добирает 15 пар составов. На все это накладывается изменение программы движения скоростных пассажирских поездов в направлении Харькова, Днепропетровска, Донецка, Луганска, Запорожья, Николаева, Симферополя.

Чтобы избежать транспортного коллапса, необходимо также построить новый Дарницкий железнодорожный вокзал. Кстати, в конце марта Кабмин своим постановлением решил ускорить его инвестирование, проектирование и возведение. Работы стоимостью 750 млн грн., которые будут финансироваться за счет "Укрзалізниці" и других источников, планируется завершить к 2005 году. Таким образом, поезда восточного направления получат дополнительную остановку на левом берегу, что должно значительно уменьшить пассажиропотоки к станции "Киев-Пассажирский". К тому же жителям левого берега не придется ехать на центральный железнодорожный вокзал. Все бы хорошо, да есть одно "но". С вводом в действие нового вокзала придется подводить к нему линию метро. Еще одна головная боль городским властям.

Что же касается непосредственно моста, то его сооружение -- не просто "связка" участка "Киев-Московский -- Дарница", а составная программы организации скоростного движения поездов. Объект строительства займет земельный и водный участки на территории Голосеевского, Дарницкого, Днепровского и Печерского районов. 1200-метровый вантовый мост планируется соорудить между Южным и Дарницким. Ширина автополотна -- шесть полос. Посередине (как варианты -- над или под ним) -- железнодорожная колея. На правом берегу автотрасса выйдет на Надднепрянское шоссе, ул. Саперно-Слободскую и бул. Дружбы Народов. Предлагается прорыть тоннель под Ботаническим садом к ул. Подвысоцкого, что позволит выезжать в центр Киева. На левом же берегу мост выйдет на Харьковское шоссе, к Харьковской площади. В перспективе возможен выход на ул. Бориспольскую.

Проезд через мост на автомобиле, скорее всего, будет платным -- учитывая отношение киевских властей к его строительству, мало вероятно, что они согласятся выделять на эти цели средства из горбюджета.

Еще одна проблема -- землепользователи, чьи участки попадают в зону будущей стройки. Всего таких 79, из них шесть не дали согласия на отчуждение земли. Впрочем, в Минтрансе это проблемой не считают, дескать, предложим им такие деньги, что не смогут отказаться, а мост все окупит. "На правом берегу пройдем через завод мешкотары и базар, который можно перенести, а на левом берегу -- по территории гаражей. Но для их владельцев построим новые", -- сказал Георгий Кирпа.

Ну а на будущее, как заявил главный архитектор столицы Василий Присяжнюк, "мы должны лучше прогнозировать последствия повышенных темпов роста перевозок и соответственно скорректировать генплан развития города". Так, вскоре ожидается новый бум -- увеличение авиаперевозок в Бориспольском аэропорту. В течение 10 лет они увеличатся в 20 раз, а это генпланом практически не предусмотрено. Не исключено, что следующим крупномасштабным решением станет строительство железной дороги, ведущей в аэропорт, и еще двух новых мостов через Днепр.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Градсовет Киева одобрил решение о возведении Подольского моста арочным. Архитекторы аргументировали это тем, что такой тип моста сооружать проще, дешевле и быстрее. К тому же он внесет разнообразие в архитектуру столичных мостов. А вантовый требует дополнительных опор в судоходной части Днепра, а значит -- дополнительных инженерных решений. Как утверждают проектировщики арочного моста, сооружение ванта у правого берега вынудит строителей вторгаться в Рыбальский остров из-за необходимости обустроить на нем анкерную (противовесную) часть и строить вант в воде. Посему вантовый мост сделает невозможным строительство станции метро на острове, в то время как на всем мостовом переходе запланировано 5 станций "подземки". Архитекторы подчеркнули: решение возводить арочный мост является принципиальным, то есть архитектура арки будет рассматриваться градсоветом отдельно.