1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №92 (1736) за 24.04.2004

НА АВТОБАНЕ "КИЕВ -- ОДЕССА" ОТРЫЛИ ЖЕНЩИНУ-СКИФА

Отправляясь в командировку, вспомнил анекдот. Владелец частного авто спросил на трассе у водителя-одессита: "Скажите, если я поеду по этой дороге, там будет Одесса?" На что житель портового города ответил: "Я вас умоляю! Она там будет, даже если вы туда не поедете!" Так вот, Одесса, как и Киев, никуда не денется, зато дорогу между городами-миллионниками обещано сделать самой качественной в Украине. Первый отечественный платный автобан построят ко Дню Независимости. Итак, держим путь в Черкасскую область, где за работу взялись воины-железнодорожники.

ЧТО ИМЕЕМ СЕЙЧАС?

В микроавтобусе прикидываю, за сколько времени можно доехать из столицы в Одессу. Поезд не в счет -- стучит полсуток, автобус тоже не подходит -- трястись 8--10 часов. Машиной, как правило, расстояние в полтысячи километров преодолевается в два раза быстрее. Правда, один мой знакомый утверждает, что летом на морской пляж в Аркадии добирается всего за 3 часа. "Заливает", конечно. Теоретически это возможно, ведь 130 км/ч -- скорость не космическая. Но дорога местами с ухабами, на некоторых ее участках обгон невозможен -- одна полоса в одном направлении, трасса "разрезает" многие села. Вон школьники перебегают шоссе (гляжу через лобовое стекло), наш водитель притормаживает. А еще много спусков-подъемов, встречается гужевой транспорт, проводятся дорожные работы. Я-то это знаю -- по дороге езжу часто.

Интересно, почему это вдруг военные железнодорожники взялись за строительство автотрассы?

-- Нам необходимо выживать. Это лучше, чем общее сокращение армии, -- поясняет подполковник Виктор Жигунов, и. о. замначальника по воспитательной работе войск. -- Сохранение кадров для нас -- большой успех. Откровенно говоря, практики строительства давно не было, приходится учиться. Самую большую работу проделали два года назад -- 12 километров железной дороги под Десной, соединившей полигон с учебным центром.

Кстати, участок автобана, который проходит через Черкасскую, Кировоградскую, Николаевскую и Одесскую области, строят не только украинцы. Есть компании из России, Беларуси, Македонии и Турции. Самые сложные для работы места -- на юге страны. Из-за больших перепадов рельефа приходится сооружать 20-метровые насыпи.

Справка "Сегодня" В середине апреля работа кипела на 77 участках автодороги, было задействовано 45 дорожно- и мостостроительных организаций, 2 157 единиц техники. Выполнена приблизительно четверть работ. Реконструировано около 30 км дороги.

Наш "бусик" останавливается около палаточного лагеря, разместившегося между трассой и живописным прудом в селе Соколовка Жашковского района. Где же строительство? Ни дорожной техники, ни котлованов, ни насыпей. Нам показывают радиостанцию на колесах, лазарет и "світлицю" под "шатром". Электрики из райцентра Маньковки готовят городок к подключению. Полсотни военных устанавливают душевые, рубят дрова, готовят уху и гречневую кашу в полевой кухне. Говорят, на Пасху батюшка подсобил служивым тремя ведрами крашенок.

-- Построен полевой лагерь на 500 человек -- после майских праздников сюда прибудет личный состав, -- рассказывает генерал-лейтенант Николай Мальков, начальник железнодорожных войск МО Украины, приехавший сразу же за нами. -- Увеличим количество техники.

ЗДЕСЬ ТРУДЯТСЯ "БАМОВЦЫ"

...Трясемся по грунтовой дороге. Оказывается, 18-километровый участок новой дороги более сотни железнодорожников строят в объезд сел. Не сносить же сотни хат. Вот он -- настоящий БАМ! (К слову, здесь трудятся офицеры, возводившие легендарную Байкало-Амурскую магистраль.) По полям тянутся высокие земляные насыпи. Шум страшный -- работают десятки экскаваторов, бульдозеров и грузовиков. Микроавтобус останавливается на 170-м километре трассы. Пыльные завесы заслоняют обзор, в горле першит, на зубах -- скрежет. Где-то внизу слышен гул дизелей.

-- Глубокий ли карьер? -- спрашиваю у сопровождающего гвардии майора Геннадия Руденко.

-- Это не карьер, а разработка откоса самой дороги, -- поясняет офицер. -- Максимально равняем путь -- холмы срезаем, а ямы засыпаем. Чернозем вывозим в поля. Основной наш враг -- плохая погода. Когда идет дождь, не работаем. Если попадаются сырые грунты, кладем специальный гидроизоляционный материал, чтобы от влаги не рушилась верхняя часть дороги. После укатывается щебень. Отделкой мы пока не занимаемся. Работаем в одну смену -- с 7 утра до 8 вечера.

Справка "Сегодня" Автобан "Киев -- Одесса" станет дорогой 1-й категории. Такой статус в Украине имеют 2 212 км путей. По всей протяженности трасса будет снабжена ограждениями и большим количеством развязок.

Это же сколько пахотной земли пропало? Работы развернуты на ширине более чем в полсотни метров. Здесь будет по две полосы в разных направлениях, а посередине -- газон. "Вырастут" заправки, СТО, кафе. Как утверждают военные, у них сложились хорошие отношения с председателем Соколовского сельсовета. А жители села Поташ Маньковского района, где разбит полевой лагерь поменьше описанного выше, подружились с солдатами. Хлопцы даже привозят и рубят дрова старикам. Возможно, кто-то из них бросит здесь якорь, сосватав местную девушку. Военные открыли в лагере кинотеатр с широким экраном, который посещает местная молодежь.

-- Поначалу селяне косо на нас смотрели -- как бы солдаты не передавили техникой кур, -- говорит Руденко. -- Но мы же -- своя армия, не чужая.

Сажусь в КрАЗ к Евгению Бернику из Черновицкой области, который служит полгода, а здесь -- всего три недели. Отвозим грунт с возвышенности в низину. На ходку уходит минут 20.

-- В день делаю до 36 ходок, -- рассказывает Женя. -- Права я еще в школе получил, но опыт вождения у меня небольшой.

Сахнюку Николаю из Конотопа, где живут его жена и 4-летний сын, 29 лет (перехожу в другой грузовик). Он -- контрактник, строил путепровод во Львове, который открыли на Пасху.

-- У меня есть гражданские специальности -- помощник машиниста электровоза и техник-строитель. Но в Конотопе негде заработать, там нет перспектив.

Кстати, о заработках. Один солдат-срочник привез домой со строительства автобана 1000 гривен. Родители не поверили, что сын заработал деньги в армии -- звонили его командирам, чтобы убедиться.

На 174-м километре помогаю служивому Игорю чистить лопатой наклоненный кузов КрАЗа -- чуть ли не полуметровый слой сырого суглинка пристал к днищу грузовика. Помощь Игорю для ускорения очередного рейса -- мой скромный вклад в возведение автобана, по которому на легковушках киевляне будут-таки добираться на черноморское побережье за 3 часа.

БЕЗ БЕСПЛАТНОЙ ДОРОГИ ПЛАТНОЙ НЕ БУДЕТ

Во время земляных работ рабочие постоянно находят немецкие и советские мины и снаряды. К сожалению, мы не пересеклись с машиной разминирования, которая дежурит в поле. По словам очевидцев, минеры уничтожили не один десяток "подарков" Великой Отечественной. А в прошлом году гражданские строители при возведении путепровода на стыке старой и новой трасс нашли женщину-воина скифского периода.

Во сколько же обойдется проезд по новой дороге, и когда начнем платить?

-- По предварительным данным, ориентировочная стоимость проезда на легковом авто составит 12 копеек за километр, на грузовом -- 37 копеек, -- рассказывает Евгений Прусенко, начальник управления научно-технической политики "Укравтодора". -- Согласно закону, платный проезд вводится лишь после того, как будет эксплуатироваться бесплатная альтернативная дорога с твердым асфальтобетонным покрытием, обеспечивающая нормальное движение транспорта. Проект альтернативной дороги только разрабатывается. Кроме того, нужно знать окончательную стоимость реконструкции платной дороги и интенсивность движения транспорта по ней.

P.S. После сдачи в эксплуатацию автобана "Киев -- Одесса", на очереди -- строительство автомагистрали "Харьков--Симферополь".