Выпуск газеты Сегодня №92 (1736) за 24.04.2004
УКРАИНСКИХ КОСМОНАВТОВ СТАНЕТ ВДВОЕ БОЛЬШЕ
Космонавт в моем понимании это человек, которому открыты неведомые нам, простым смертным, тайны. Эдакий суровый супермен. Но, при появлении Ярослава Пустового, все мои стереотипы разбились в пух и прах. Симпатичный высокий мужчина с доброй, открытой улыбкой. Единственное, что выделяло его, так это футболка с логотипами "НАСА" и именем -- Ярко, так его называли в Хьюстоне, где он был в качестве дублера Леонида Каденюка. Тогда ему так и не довелось полететь.
-- Ярослав Игоревич, что это за программа "Канадская стрела", и как вы туда попали?
-- В 1996 году американцами был учрежден приз "X-Prize" в размере 10 миллионов долларов. А достанется он той компании, которая за свои деньги разработает трехместный космический корабль многоразового использования и запустит его два раза с разрывом в две недели. Причем дается полная свобода выбора: конструируйте такой корабль, какой вам нравится. Этим конкурсом заинтересовались 27 команд из США, Великобритании, России, Израиля, Аргентины, Румынии и Канады. Один из проектов назван "Канадская стрела". Я подал заявку, резюме и вот из 200 претендентов отобрали меня и еще пятерых астронавтов из США и Канады. Наш корабль -- суборбитальный.
-- А что это значит?
-- Есть орбитальные корабли -- это все пилотируемые станции, которые двигаются по орбите. А полет суборбитального -- это как бы выстрел космической стрелы с земли на 100 километров вверх. Он летит так долго, насколько позволяет мощность двигателя и достигает самой высокой точки, а потом в свободном падении возвращается. Поскольку скорости большой нет, то корабль меньше нагревается в плотных слоях атмосферы. Его полет очень напоминает полет стрелы.
-- На каком этапе находиться строительство звездолета и в чем его изюминка?
-- За основу взята ракета "Фау--2" немецкого конструктора Вернена фон Брауна. Она разрабатывалась во времена Второй мировой войны и сделала около 3--х тысяч удачных полетов. Вообще, эта ракета -- прародительница всех сегодняшних космических кораблей. Еще советские конструкторы создали точную копию "Фау--2" -- ракету "Р-1". Гагарин полетел в космос на усовершенствованной "Р-7". Для "Канадской стрелы" уже создан двигатель мощностью 25 тонн силы. Представьте, какая громадина, если обычный грузовик весит около 3-х тонн. Двигатель хороший, сильный и даст нам при взлете необходимое ускорение. Так что первая и основная ступень корабля уже практически готова.
-- Когда планируется старт?
-- Программа "X-Prize" профинансирована до конца года. Правда, если никто не полетит, то награждение будет отложено до тех пор, пока кто-нибудь не справиться с заданием. Если все будет хорошо, то еще до осени "Канадская стрела" стартует.
-- Сколько времени займет ваш суборбитальный полет?
-- Всего 15 минут! В самом космосе космонавты будут находиться 3 минуты, все остальное время занимают старт и приземление. Не думайте, что это мало. Ведь на Земле нельзя в точности воспроизвести ощущения во время невесомости, а тут целых 3 минуты.
-- Неужели все это только ради 10 миллионов "зелененьких"?
-- Нет, деньги в этом проекте не главное. Если корабли смогут летать не один, а много раз, то это станет огромным шагом вперед в так называемом "космическом туризме", хоть я и не люблю этого выражения. Ведь человек, заплативший за полет, готовится, как и все, его нельзя назвать просто туристом -- это полноправный член команды, космонавт. В суборбитальном корабле сможет полететь три человека -- два профессиональных космонавта и "турист".
-- В "Канадской стреле" участвует шесть космонавтов, а для приза надо слетать два полета. Значит, разделитесь на тройки?
-- Нет, на двойки. Корабль может вместить трех человек, но полететь могут и двое. Мы как бы исследователи этого нового вида "туризма". Даже если мы и не выиграем приз, то экспериментальные полеты будут продолжаться. Так, что мои шансы увидеть Землю из космоса, очень высоки.
-- Не страшно?
-- Думаю, что выдержу. Ведь все аварийные ситуации отработанны до автоматизма. От страха спасают знания. Тем более, что на "Канадской стреле" есть система аварийного спасения -- "мачта" с двигателями. Это вторая ступень ракеты, первая -- основной двигатель. В случае малейшей опасности "мачта" отрывается от корабля и отлетает на безопасное расстояние, потом спокойно приземляется. Причем ее действиями может, руководить и человек и автомат-компьютер. Так, что безопасность на высшем уровне! Какой страх, если это первый полет! Никогда не забуду свой первый полет на самолете. Это было в Америке. Я летел сам без инструктора, надеясь только на свои знания. Я не боялся. Я думал. Мой полет длился всего пару минут: сделал один круг над базой, но это ведь был первый самостоятельный полет на самолете. А тут на космическом корабле! Да еще целых 15 минут! Страха быть не может!
-- Ярослав Игоревич, вы уже познакомились с коллегами по команде?
-- Да, с тех пор как меня отобрали, я часто бываю в Канаде. В команде четыре канадца и один американец. Все они хорошие ребята и настоящие профессионалы. Правда, в космосе до этого никто из них не был. Но работаем очень дружно. У каждого есть свое дело. Если Леонид Каденюк изучал реакцию растений в невесомости, то я буду пилотом.
-- Кстати, трудно ли космонавту жить в ожидании полета: вы соблюдаете диеты, не пьете, не курите, по часам спите?
-- Еще со времен Советского Союза у всех выработался стереотип, что космонавт -- это суперздоровый человек. Тогда еще космическая медицина не была столь развита, поэтому действительно посылали в космос самых здоровых. Сейчас все намного проще. Для каждой космической профессии свои рамки здоровья: для пилота -- одни, для исследователя -- другие. Правда, в Америке очень большое внимание уделяют зубам. Если у астронавта растет зуб мудрости -- удаляют. Если плохо стоит пломба -- тоже удаляют. Если человек находится в космосе не один месяц, а тут вдруг начнется зубная боль -- никто не поможет. Или же придется остановить проект, а это очень дорого. Что касается меня, то особых диет я не соблюдаю, пью кофе, чай. Правда, не курю, но не потому, что космонавт, а потому что просто не курю. И пью только по праздникам.
-- Что возьмете с собой в космос?
-- Пока еще не знаю какой вес будет допущен. Но обязательно что-нибудь возьму на память.
-- Как Ваша жена относиться к вашей профессии?
-- Она поддерживает меня во всем.
-- Привезете ей что-нибудь из космоса?
-- Кусочка Луны не обещаю, но обязательно сделаю сюрприз. Какой -- не скажу! Она же статью прочитает и все узнает. Какой же это будет сюрприз?
-- У Вас есть девиз жизни?
-- Ad astra! К звездам!