Выпуск газеты Сегодня №92 (1736) за 24.04.2004
КАК ХОР СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ ПЕЛ ЗА ЗДРАВИЕ СОЛДАТ
Будучи опытным педагогом, он понимал, что, прежде всего, опека нужна малолетним, и привлек внимание состоятельных горожан, а также властей к новому благотворительному заведению. В мае 1882-го на участке в Липках, выделенном военно-инженерным ведомством, был заложен, а в декабре следующего года освящен 2-этажный каменный дом училища, протянувшийся по улице Институтской на 32 метра.
На первом этаже здания, возведенного по проекту Николая Максимовича, размещался переведенный сюда приют для взрослых, училище для 20 девочек и апартаменты директора, на втором -- классные комнаты для 30 мальчиков, столовая и домовая церковь св. Павла (сооруженная на средства подполковника Григорьева в память об умершем брате), а во флигеле находились мастерские, кухня и баня. Кстати, отдельное деревянное строение предназначалось для тех, кто после окончания курса обучения еще не мог жить своим трудом, но должен был освободить место новым воспитанникам. Рядом же с усадьбой посадили лозу, служившую материалом для поделок слепых.
Занятия "стартовали" 2 сентября 1884 года -- в училище поступили первые 10 мальчиков, а через 2 года в заведение начали принимать и девочек. При этом сироты и малоимущие содержались бесплатно, а зажиточные родители выкладывали за свое чадо по 300 рублей в год. Итак, в подготовительном отделении детей 7--10 лет учили читать и писать по точечной системе Брайля, самостоятельно одеваться, содержать в порядке вещи, ухаживать за собой. Кроме того, для приобретения навыков и подготовки к ремесленным работам они занимались несложным плетением, вышивкой и лепкой из глины.
Затем (до 14 лет) ребята получали образование по программе обычной городской двухклассной школы (Закон Божий, русский язык, арифметика, история, география) и одновременно постигали ремесла. Так, мальчишки изготавливали щетки да кисти, делали корзины и дачную мебель, а девочки вязали носки и чулки, кроили и шили белье, плели рыбацкие сети. К слову, все эти изделия продавались в специальном магазине.
Окончив школьный курс, воспитанники совершенствовались по избранной профессии в ремесленном отделении. К тому же все получали музыкальное образование, а некоторые даже проявляли способности к дирижированию, игре на музыкальных инструментах. Так вот, эти юные таланты неоднократно участвовали в благотворительных выступлениях. А в мае 1904 года слепые певцы, скрипачи и хор училищной церкви дали концерт в пользу раненых в войне с Японией.
Первый выпуск училища состоялся в 1891 году -- все ученики и ученицы были трудоустроены и даже получили от заведения деньги на дорогу, а также полный комплект необходимых для работы инструментов. Надо сказать, что, пройдя специализированное обучение, незрячие становились полноценными членами общества, способными материально себя содержать и обходиться без посторонней помощи.
Так как количество воспитанников все время увеличивалось, пришлось возвести второй корпус, где размещалось отделение для самых маленьких. Еще один дом -- общежитие для девушек, которые после окончания училища оставались работать в его мастерских, -- появился в 1907 году. И, наконец, в 1913-м над двумя корпусами заведения надстроили 3 этаж -- тогда на обучение принимались уже 100 детей.
После революции опекунство приостановило свою деятельность, ненадолго возобновив ее с приходом деникинцев. Однако весь комплекс приюта и училища для слепых на Институтской, 29, сохранились до наших дней -- его занимают государственные, общественные и международные учреждения.