1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №92 (1736) за 24.04.2004

КАК ХОР СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ ПЕЛ ЗА ЗДРАВИЕ СОЛДАТ

По примеру Петербурга в 1879 году в Киеве начал действовать комитет опекунства над слепыми, который вскоре организовал на улице Львовской приют для слепых воинов. А когда в России учредили Мариинское общество для призрения слепых (1881), директор Первой гимназии Алексей Андрияшев, избранный председателем киевского отделения общества, предложил основать училище для слепых детей.

Будучи опытным педагогом, он понимал, что, прежде всего, опека нужна малолетним, и привлек внимание состоятельных горожан, а также властей к новому благотворительному заведению. В мае 1882-го на участке в Липках, выделенном военно-инженерным ведомством, был заложен, а в декабре следующего года освящен 2-этажный каменный дом училища, протянувшийся по улице Институтской на 32 метра.

На первом этаже здания, возведенного по проекту Николая Максимовича, размещался переведенный сюда приют для взрослых, училище для 20 девочек и апартаменты директора, на втором -- классные комнаты для 30 мальчиков, столовая и домовая церковь св. Павла (сооруженная на средства подполковника Григорьева в память об умершем брате), а во флигеле находились мастерские, кухня и баня. Кстати, отдельное деревянное строение предназначалось для тех, кто после окончания курса обучения еще не мог жить своим трудом, но должен был освободить место новым воспитанникам. Рядом же с усадьбой посадили лозу, служившую материалом для поделок слепых.

Занятия "стартовали" 2 сентября 1884 года -- в училище поступили первые 10 мальчиков, а через 2 года в заведение начали принимать и девочек. При этом сироты и малоимущие содержались бесплатно, а зажиточные родители выкладывали за свое чадо по 300 рублей в год. Итак, в подготовительном отделении детей 7--10 лет учили читать и писать по точечной системе Брайля, самостоятельно одеваться, содержать в порядке вещи, ухаживать за собой. Кроме того, для приобретения навыков и подготовки к ремесленным работам они занимались несложным плетением, вышивкой и лепкой из глины.

Затем (до 14 лет) ребята получали образование по программе обычной городской двухклассной школы (Закон Божий, русский язык, арифметика, история, география) и одновременно постигали ремесла. Так, мальчишки изготавливали щетки да кисти, делали корзины и дачную мебель, а девочки вязали носки и чулки, кроили и шили белье, плели рыбацкие сети. К слову, все эти изделия продавались в специальном магазине.

Окончив школьный курс, воспитанники совершенствовались по избранной профессии в ремесленном отделении. К тому же все получали музыкальное образование, а некоторые даже проявляли способности к дирижированию, игре на музыкальных инструментах. Так вот, эти юные таланты неоднократно участвовали в благотворительных выступлениях. А в мае 1904 года слепые певцы, скрипачи и хор училищной церкви дали концерт в пользу раненых в войне с Японией.

Первый выпуск училища состоялся в 1891 году -- все ученики и ученицы были трудоустроены и даже получили от заведения деньги на дорогу, а также полный комплект необходимых для работы инструментов. Надо сказать, что, пройдя специализированное обучение, незрячие становились полноценными членами общества, способными материально себя содержать и обходиться без посторонней помощи.

Так как количество воспитанников все время увеличивалось, пришлось возвести второй корпус, где размещалось отделение для самых маленьких. Еще один дом -- общежитие для девушек, которые после окончания училища оставались работать в его мастерских, -- появился в 1907 году. И, наконец, в 1913-м над двумя корпусами заведения надстроили 3 этаж -- тогда на обучение принимались уже 100 детей.

После революции опекунство приостановило свою деятельность, ненадолго возобновив ее с приходом деникинцев. Однако весь комплекс приюта и училища для слепых на Институтской, 29, сохранились до наших дней -- его занимают государственные, общественные и международные учреждения.