1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №92 (1736) за 24.04.2004

ЛЬГОТА ИЛИ ДЕНЬГИ

На днях Кабмин аннулировал собственное постановление N 253 "О стратегии замены системы льгот адресной денежной помощью". По словам министра труда и соцполитики Михаила Папиева, такое решение было принято в ответ на "многочисленные просьбы получателей льгот, в том числе ветеранских организаций". От самой идеи правительство не отказалось, но решило дать людям право самим выбирать, какой из способов социальной защиты им выгоднее. Как заявил премьер-министр Виктор Янукович, "Мы договорились, что кто пожелает получать деньги, тот их получит, а кто не захочет -- сохранит льготы. И мы еще посмотрим, какой вид помощи победит".

Многие наверняка помнят, какой накал страстей вызвало обнародование вышеуказанного постановления минувшей осенью. У зданий Верховной Рады и Кабмина несколько дней шумели многолюдные митинги, состоявшие главным образом из пенсионеров и ветеранов, съехавшихся их всех областей страны. Люди всерьез испугались, что лишатся поддержки государства, которая позволяет им выжить в условиях растущей дороговизны. Хотя правительство уверяло, что цель нововведения как раз противоположная -- сделать так, чтобы льготы как фактор социальной защиты стали адресными, то есть, доходили до каждого, кто по закону имеет на них право.

Ведь не секрет, что многие льготы в силу технической невозможности их предоставления являются чистой воды декларацией. К примеру, бесплатный проезд в общественном транспорте для сельских жителей или же субсидии по квартплате для обитателей частных домов. А другие, наоборот, обрели налет эдакой "элитности", ибо доступ к ним имеют только те, у кого есть необходимая информация и связи. Так, согласно данным Международного центра перспективных исследований, самые обеспеченные граждане (с ежемесячным доходом свыше 360 грн. на "едока") получили в 2002 году льготы по оплате санаторно-курортных путевок, коммунальных услуг, приобретению топлива, а также денежную помощь на 28,55 грн. в месяц каждому члену семьи, а наименее обеспеченные (до 60 грн.) -- на 13,72 грн. То есть, нивелируется главное предназначение льготы как инструмента для поддержки наиболее нуждающихся слоев населения.

Есть у данной проблемы и еще одна сторона медали -- многолетнее перекладывание державой своих обязательств по финансированию гарантированных людям льгот на плечи предприятий, оказывающих соответствующие услуги. Больше других от этого остаются внакладе коммунальщики и транспортники. А последние, в свою очередь, стараются решать денежные проблемы за счет остальных пользователей, повышая тарифы на проезд в общественном транспорте и увеличивая стоимость жилищно-коммунальных услуг. Причин здесь две. Первая -- постоянная нехватка денег в бюджете для компенсации затрат транспортников и коммунальщиков, а вторая -- устойчивый рост рядов льготников. Так, если льготы, полученные Украиной в наследство от СССР, распространялись только на ветеранов ВОВ и представителей некоторых профессий, то позднее к ним присоединились еще и многочисленные категории по "бедности". В итоге, по данным Минтруда и соцполитики, право на те или иные преференции у нас имеют 15 млн граждан -- по социальному признаку и 3 млн -- по служебному. То есть, практически каждый второй взрослый гражданин страны! При этом постоянное увеличение количества льгот и расширение числа их получателей не подкреплялось соответствующими возможностями бюджета.

Отсюда выходит, что замена безналичных льгот на реальный денежный эквивалент для многих и в самом деле может оказаться выгодной, поскольку человек сможет по своему усмотрению тратить деньги на получение тех или иных услуг или же сэкономить на них и пустить "живую копейку" на более насущные потребности. Отчего же люди "бросаются на амбразуру", защищая систему льгот, которыми зачастую не могут воспользоваться? Они боятся, что держава не в состоянии будет найти средства для адресных выплат в и без того скудном госбюджете. Такое мнение в разговоре с автором высказывало подавляющее большинство пикетчиков. И, надо признать, сегодня их опасения не лишены оснований. Если сейчас на обеспечение льгот и дотаций из казны ежегодно уходит примерно 5 млрд грн., то на все причитающиеся по законодательству преференции, по оценке Минфина, потребуется более 20 млрд грн. Для сравнения: госбюджет-2004 составляет чуть больше 60 млрд грн.

Словом, проблема непростая и требующая поэтапного решения. Для начала надо отладить "учет и контроль" всех, кто нуждается в социальной защите государства. С этой целью Минтруда создает Единый государственный автоматизированный реестр лиц, имеющих право на льготы -- он позволит намного упростить механизмы получения помощи. На создание реестра выделено из бюджета 25,2 млн гривен.

Да, но как же с заявленным правительством правом выбора формы получения льгот? Министерству труда поручено в сотрудничестве с общественными организациями в течение месяца разработать новый документ, согласно которому каждый льготник сам сможет решить, оставаться ли ему на "безналичке" или перейти на денежные субсидии. Важно, что при этом ни одна из видов помощи не будет отменена или урезана. А чтобы держава сумела определить, какими дополнительными расходами может обернуться нововведение, а люди смогли оценить преимущества или недостатки адресно-денежных льгот, в ближайшее время начнется соответствующий эксперимент в Броварах на Киевщине и в Смелянском районе Черкасщины.