1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №92 (1736) за 24.04.2004

КРУГОВОРОТ ЦЕМЕНТА В ПРИРОДЕ

В этом году Украина произведет 10-11 млн. т цемента -- вдвое больше, чем четыре года назад. Это оправданно -- объемы строительства растут.

На сегодня украинский цемент -- один из самых дешевых в Европе, качество его не хуже, чем у зарубежного, а по объемам выпуска мы входим в первую десятку стран Старого Света. Даже российский стоит больше: $35 за тонну против $28 у нашего, при том, что основной компонент его себестоимости -- природный газ -- обходится россиянам втрое дешевле. Из диаграммы видно: за первый квартал цена энергоносителей в себестоимости конечного продукта выросла на 3% -- почти до 60%. Если учесть, что оптовая цена цемента для отечественных потребителей осталась прежней -- 150 грн./т без учета НДС, это значит, что рентабельность его производства упала более чем вдвое.

Чтобы развивать не только строительство жилья, но и автомобильных и железных дорог (нужны бетонные шпалы), аэропортов (взлетно-посадочные полосы), тоннелей, мостов, в ближайшие годы стране понадобится до 14 млн т цемента в год. Мощности украинских заводов позволяют выдать в 1,5 раза больше, но для этого их надо модернизировать, ведь нынешнее оборудование изношено на 70% и более. Это -- затраты порядка 200 млн грн. Добыть такие деньги можно двумя путями: повысив цену продукции либо уменьшив ее себестоимость. Удорожание цемента дестабилизирует внутренний рынок, значит, остается снижать себестоимость. За счет чего?

По мнению председателя Ассоциации "Укрцемент" Геннадия Донца, во-первых, надо заставить работать Закон "Об отходах", по которому цемент, изготовленный с использованием отходов, должен быть дешевле. В то же время, Минфин в прошлом году не выполнил поручение правительства N1784 от 4.02.03 г. о дотировании из госбюджета перевозки отходов металлургической, химической, топливно-энергетической и других отраслей для производства цемента, дабы появился стимул эти отходы использовать, а не накапливать в отвалах во вред экологии. Во-вторых, установить реальные нормативы оплаты за пользование недрами (добыча мела и известняка). В-третьих, выполнить решение правительства о контроле тарифов на транспортировку, а это не только цемент, но и шифер, асбоцементные трубы, клинкер, графит.

А если этого не произойдет? На примере предприятия "Балцем" (Харьковщина) можно судить, что цемент отправится за рубеж, причем по более высокой цене, чем 150 грн./т. В 2001 г. завод экспортировал 7% своей продукции, в 2002-м -- 23%, в 2003-м -- 30%, в 1 квартале нынешнего -- уже 41%. Причем не только в Россию, но и в Венгрию, где из него строят автобаны. А украинским строителям, вероятно, придется завозить импортный цемент, ведь простои обойдутся им гораздо дороже.

Что же касается повышения с начала года стоимости новых квартир на 10-15%, якобы из-за роста цен на цемент, то Г. Донец привел такие данные. Строители тратят на 1 кв. м жилья в среднем 500-600 кг цемента. С нового года он подорожал на 40 грн./т, а средняя цена "квадрата" квартиры ныне составляет в среднем 1587 грн. по Украине и 1750 грн. -- в Киеве. Дескать, цифры несопоставимые.