1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №93 (1737) за 26.04.2004

ВОДИТЕЛИ ВРУТ, ХАМЯТ ИНСПЕКТОРАМ ГАИ И РАЗЪЕЗЖАЮТ ПЬЯНЫМИ

За последние месяцы в Украине произошли два события, взбудоражившие всех, кто, так или иначе, связан с автомобильной "баранкой". Первое из них касается законодательного нововведения, запрещающего инспекторам ГАИ изымать "права" у проштрафившихся шоферов. И второе -- замена старых автономеров на новые. Страсти по этим событиям не утихают и по сей день, вызывая всевозможные споры и слухи. Причем, все это отражается на дорожной ситуации в стране. Вот только в какую сторону?

ЦЕНА ЖИЗНИ -- ВОСЕМЬ ГРИВЕН

Как известно, ранее были значительно снижены штрафные санкции за нарушение правил дорожного движения. Правовую оценку нарушениям стал давать суд, а не инспектор ГАИ. Предполагалось, что такой "реверанс" в сторону водителей скажется положительно на их дорожной культуре. Но надежды не оправдались.

-- Зачем пустословить, когда есть статистика, -- говорит начальник Управления ГАИ УМВД Украины в Киеве Олег Трохименко. -- А она гласит, что за последние полтора-два года аварийность на дорогах резко возросла. Так, в Киеве за первые два месяца прошлого года произошло 141 ДТП, в которых погибли 20 человек и ранены 190. За такой же период текущего года зарегистрировано 179 аварий, 22 погибших и 256 раненых.

И в этой ситуации недавно приняты еще более смягчающие изменения в законодательстве -- запрет сотрудникам ГАИ изымать водительские удостоверения у нарушителей дорожного движения. Сейчас эта норма четко выполняется. Автоинспектор на месте, где произошло нарушение, составляет административный протокол и направляет материалы в суд. Ни о каком изъятии инспектором "прав" и штрафах не может быть и речи. Как уж потом суд наказывает нарушителя -- тема для отдельного разговора.

-- К сожалению, многие владельцы транспорта воспринимают смягчающие нововведения, как "зеленый свет" к вседозволенности, -- продолжает Олег Трохименко. -- Подчас просто игнорируют сигналы работников ГАИ, а если задерживаются стражами дорог, то высказывают претензии, граничащие с хамством. А что может быть страшнее на дороге, чем пьяный за рулем? Инспектор его остановит и отпустит, если есть кому управлять машиной. В противном случае, автомобиль задерживается до тех пор, когда его хозяин не придет в норму. А раньше подобное было для автомобилиста реальным шансом лишиться водительского удостоверения.

Сегодня единственным действенным "аргументом" в воспитании недисциплинированных водителей остается талон предупреждения. Водитель опасается отметок в этом документе. Еще бы, три записи и -- переэкзаменовка. И все же самым эффективным рычагом являлась боязнь лишиться "прав".

-- Тем не менее, не унываем, стараемся внедрять новые механизмы, способные оказать положительное влияние на ситуацию, -- заверяет Олег Васильевич. -- Например, ввели в практику каждое нарушение "забивать" в компьютерную базу, чтобы легче было отслеживать особо злостных нарушителей и в дальнейшем привлекать их к ответственности. Думаем, что и нынешние изменения в законодательстве -- не последние. Только стоит ли дожидаться, когда статистика ДТП "ударит" цифрами еще сильнее?

Отдельной строкой Олег Трохименко прошелся по нынешним штрафам. Их размер покажется смешным даже стороннему человеку. Неужели нарушителя могут испугать несколько "штрафных" гривен за "удовольствие" промчаться с ветерком на опасном участке? А в результате -- аварийная ситуация, в которой не исключена гибель людей. Вот и получается, что цена человеческой жизни на дорогах упала до каких-то 8 гривен.

НАРУШИТЕЛИ СТАЛИ НАГЛЫМИ И ЛЖИВЫМИ

Изучение ситуации было бы не полным, не встреться мы с теми, кто на "своей шкуре" ощущает все законодательные новшества. Инспектора ГАИ согласились высказаться о наболевшем, правда, при условии не афишировать их фамилии.

-- На днях столкнулся с водителем, который только за этот год несколько раз лихачил в пьяном состоянии, -- отчаянно жестикулируя, начинает рассказ автоинспектор Андрей. -- Раньше лишили бы его "прав" -- и дело с концом. А теперь он откровенно смеялся мне в лицо, поигрывая удостоверением. Ну, направил я протокол в суд. К сожалению, это не гарантия, что лихач получит то, что заслуживает.

Действительно, не гарантия. Инспектора показывают это на конкретных примерах... Задержали нарушителя. Протокол составляли под его насмешливым взглядом -- пишите, мол, если чернил не жалко. Дальше возникает вопрос, куда протокол направлять. Водитель, хоть и живет в Киеве, но зарегистрирован в одном из районов Винницкой области. Туда бумага и пошла. Маловероятно, что нарушитель помчится за тридевять земель платить штраф. Если вообще у суда дойдут руки до рассмотрения этого дела. Не секрет, что судебные инстанции и без того завалены уголовными и гражданскими делами.

В этой связи есть еще один скользкий момент. В нынешних условиях определить реальное место жительства нарушителя вообще очень сложно. Приходится верить на слово, тем более, что подтверждающих документов, как правило, при нем нет. Эти многие пользуются -- врут без зазрения совести. А как проверить? В техпаспорте адрес не указан. На выяснение всех обстоятельств от силы три часа. Из телефона-автомата "пробивать" по адресным бюро? Тащить за собой водителя в райотдел и там "садиться" на телефон, мешая коллегам заниматься своей работой? Тем паче, что нарушитель может оказаться не киевлянином. Попробуй тогда установи его настоящий адрес в пределах страны!

-- В особо тяжелом положении сейчас оказались жертвы ДТП, -- вступает в разговор сержант Алексей. -- Недавно я оформлял протокол на виновника аварии. Он довольно прилично помял ехавшего по всем правилам "жигуленка". К сожалению, пострадавшие были из очень удаленной от Киева области. Кто и когда возместит им ущерб? Видели бы вы их лица, когда нарушитель сел в свою иномарку и укатил. А что я мог предъявить в утешение этим несчастным, кроме составленного админпротокола? Поэтому, молча выслушал довольно эмоциональные претензии.

Инспектора были едины во мнении, что нет более мощного рычага воздействия на дорожную дисциплину, чем изъятие водительского удостоверения. Это показывал опыт прошлых лет. Тогда нарушитель и не думал "лепить туфту" о своем местожительстве. В его интересах было назвать правильный адрес и уплатить штраф, чтобы вернуть себе "права".

К слову, бытует расхожее мнение, что смягчающие изменения в законодательстве связаны со стремлением приблизиться к европейским нормам. Но действительно ли там такие уж мягкие нормы? Чуть более недели назад в Киеве завершила работу международная конференция "Безопасность дорожного движения: современность и будущее", где мы имели возможность выяснить положение дел в гораздо более "продвинутых" странах. Так, в Эстонии и Литве, которые, кстати, уже одной ногой в Евросоюзе, законодательство держит автомобилистов в "ежовых рукавицах". Представитель эстонской полиции рассказал, что минимальный штраф за нарушение правил водителем -- 20, а максимальный -- 1600 долларов. С введением таких "тарифов" аварийность сразу резко сократилась. Литовец же сообщил, что их законодательство предусматривает изъятие водительских удостоверений. Что касается штрафа, то, если нарушитель в течение 15 дней не заплатит положенное, то направляются соответствующие бумаги по его месту работы или учебы. Если же нарушитель не работает и не учится -- накладывается арест на имущество. В другом случае его ждут общественные работы.

МАШИНЫ С НОВЫМИ НОМЕРАМИ СТАНУТ БОЛЕЕ "ЕВРОПЕЙСКИМИ"

Теперь обратимся ко второму событию, едва не посеявшему панику -- вспомним февраль -- среди автовладельцев. Вокруг только и слышалось: "Опять номера менять! Да на это же столько времени и денег надо!" Потом, правда, успокоились, но сомнения и вопросы остались. Прежде всего интересовало, что из себя эти номера представляют и как скоро надо ими обзаводиться.

Относительно сроков в Департаменте ГАИ МВД Украины нас заверили, что водители-частники могут быть спокойны. Эта категория может ездить со старыми номерными знаками или новыми -- по желанию. Но при совершении новых регистрационных действий -- допустим, покупке машины -- будут, в основном, выдаваться номерные знаки последнего образца. Если таковые будут в наличии на складе. Цена их практически не отличается от прежних -- приблизительно, 114 гривен. Обязательной является замена номеров на новые только для юридических лиц, обозначенных в Указе Президента Украины от 6 февраля 2004 года, как-то: Аппарат Верховной Рады, Секретариат Кабинета министров, Администрация Президента Украины, МВД и др.

Что касается новых стандартов номерных знаков, то полный "расклад" по этому вопросу нам дал ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД Украины Юрий Заворницкий.

По его словам, одна из главных особенностей нового стандарта -- выделение в одну группу номерных знаков для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и прицепов. В документе ГОСТА все они отнесены к типу 1. Единственное отличие -- фон знаков. Для обычных машин он будет белым, а для автобусов, микроавтобусов и такси -- желтым. Теперь номер станет восьмизначным: посередине четыре цифры, слева и справа от них -- по две литеры. Сочетание "левых" букв обозначает регион страны (например, АА -- Киев, АН -- Донецкая, ВС -- Львовская область и т.д.), а "правых" -- серию номерного знака. Подобные комбинации из восьми знаков дают громадное число вариантов. В левой стороне знака "жовто-блакитний" прямоугольник. Имеется также герб Украины и код ua. Поскольку этот тип знаков наиболее популярен, то на нем остановимся подробнее.

Номерные знаки 1-го типа являются собственностью автовладельца. При продаже машины хозяин сдает их в МРЭО ГАИ, где они хранятся до 5 лет, а при регистрации нового автомобиля получает обратно. Другие номера владельцу авто придется получать в том случае, если он сменит регион своего проживания. (Оговоримся, что все сказанное относится также к номерам типов 3 и 5, о которых речь пойдет ниже).

-- Еще одной особенностью нового стандарта является то, что каждый номерной знак будет в единственном числе, -- продолжает разъяснять Юрий Заворницкий. -- Раньше, если задавался поиск по базе данных, то вариантов одного и того же номера могло быть несколько. С ним одновременно могли ездить легковушка, грузовик, автобус и "транзитник". Теперь же каждый конкретный номер будет "единственным и неповторимым" на всю Украину. Для правоохранителей это особенно удобно -- хозяин машины вычисляется мгновенно.

Транзитные номера -- тип 2 по ГОСТУ -- будут шестизначными. На красном фоне четыре цифры и справа от них две литеры. Комбинация из шести знаков даст порядка полутора миллионов вариантов. Для Украины этого более, чем достаточно. "Транзит" действителен на два месяца. С левой стороны знака -- табличка, в которой размещены цифры от 1 до 12. То есть, месяцы года. Работники МРЭО ГАИ напротив месяца, когда выдан транзитный номер, пробивают "дырку". Поэтому автоинспектора даже издалека легко определят просроченный "транзит".

Тип 3: с левой стороны номера трезуб, далее три цифры и государственный флаг. По таким номерным знакам можно определить машины высоких государственных лиц -- глав Верховной Рады и Кабмина, областных и городских госадминистраций и т.д.

-- Иными словами, эти знаки пришли на смену достаточно многочисленным "ВР" и "КМ"?

-- Приблизительно так. Правда, теперь номеров типа 3 будет немногим более ста на всю страну.

Тип 4 нового стандарта -- дипломатический. На это указывает литера D, размещенная слева. Дальше следует "трехцифровой" код государства. Еще три цифры означают порядковый номер машины в данном диппредставительстве. В отличие от старых -- красных, новые номера белого цвета.

Что касается мотоциклетных номеров (тип 5), то они тоже состоят из восьми знаков на белом фоне, размещенных в три строки. К этому же типу относятся мотоколяски и мотороллеры. Транзитные номера (тип 6) для этого вида транспорта "укладываются" в две строки на красном фоне.

Не забыты новым ГОСТом и люди с добрым чувством юмора. А как иначе назвать тех, у кого на бампере красуется "НАТАША", "ДИМА", "ГРАФ" и прочее. Подобные номера выделены в 7-й тип. В отличие от старых, помимо слова на них можно теперь разместить и логотип. Появятся также индивидуальные номерные знаки и для мототранспорта.

В три последних типа (8, 9, 10) нового стандарта попали самоходные машины, трактора и их прицепы, военная техника. Причем их номерные знаки -- в сравнении со старым стандартом -- изменений не претерпели.

Как заметил Юрий Заворицкий, перед разработкой нового "номерного" стандарта сотрудники Научно-исследовательского центра досконально изучили опыт западных стран. Так что, можно сказать, в этом отношении мы теперь приблизились к европейским нормам.