1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №94 (1738) за 27.04.2004

УКРАИНСКОМУ ВИНОДЕЛИЮ ГРОЗИТ ЕЩЕ ОДИН 1985 ГОД

Не бойтесь, "сухой закон" нам не грозит. Тем не менее, производство украинских вин сокращается катастрофическими темпами.

Если в 2003 году выпуск ликеро-водочной продукции по сравнению с 2002 годом увеличился на треть (до 33,4 млн дал.), а коньяка -- на 12 процентов (до 1,6 млн дал.), то выпуск вин упал на три процента (до 15 млн дал. ). При этом только за второе полугодие 2003 года производство вин сократилось на 34 процента!

В неожиданном спаде винопроизводства и постепенном упадке отрасли виновата неблагоприятная законодательная база и многократное увеличение акцизного сбора, утверждают члены ассоциации "Виноградари и виноделы Украины". Пример: за производство крепленых вин, занимающих 60--70 процентов рынка, в 2002 году брали полгривны акциза за литр, а с 1 июля 2003 года -- 0,92 гривны.

Дальше -- больше: законопроект N 3004 (появившийся из ветированного президентом законопроекта 4000-1) предусматривает дальнейшее повышение акцизов на вина. На крепленые -- до 1,6 грн. за литр, а на полусухие и полусладкие -- в 1,8 раза. По словам виноделов, проект декларирует благородную цель -- борьбу с фальсифицированным спиртным, но по сути вколачивает "гвозди в крышку гроба" отечественного винпрома. Специалисты прогнозируют, что если законопроект N3004 все же примут, производство "напитка Бахуса" свернется на 60 процентов. Как следствие, на рынок хлынет импорт. Кстати, в таких винодельческих странах как Франция, Италия, Германия и Болгария, с производителей не только не берут акцизные сборы, но и всячески дотируют.

Еще одной "палкой в спицы" производителей вина называют дискриминационные квоты на этиловый спирт. Для виноделов она составляет 1,2 млн дал., хотя ее явно не хватает -- в прошлом году на нужды отрасли использовали 1,7 млн дал. спирта. Хотите еще? Пожалуйста! Но за "перебор" платите акциз -- 16 грн. за литр. Настораживает тот факт, что в состав экспертно-квалификационной комиссии, распределяющей квоты, входит три представителя производителей крепких алкогольных напитков и ни одного от винодельческой, медицинской, химической или других отраслей. Критерии распределения спирта не утверждены, и экспортно-консультационная комиссия распределяет спирт по собственному усмотрению.

В спорном проекте закона предлагается запретить использование в виноделии гибридных сортов винограда. В дальнейшем это предполагает их вырубку. Логика этого решения не понятна, ведь гибриды -- это не трансгенные продукты, а обычная смесь европейских и американских сортов винограда для повышения урожайности и устойчивости к вредителям. Именно гибриды обеспечивают рентабельность отрасли в зонах рискованного виноградарства. К слову, почти все столовые сорта винограда в нашей стране -- гибридные. Даже украинский Институт винограда и вина "Магарач" дал заключение, что "оснований для запрета культивирования и переработки этих сортов винограда нет".

Авторы законопроекта, фактически хоронящего отечественный винпром, не учли один важный аспект. В виноградарстве задействовано больше всего ручного труда. Работы на виноградниках ведутся 11 месяцев в году. Представители ассоциации "Виноградари и виноделы Украины" подсчитали, что если не внести изменения в законопроект, из трех миллионов людей, занятых в винодельчестве, без работы останется 200 тысяч.

В наступлении на отечественное виноделие кроется важная культурологическая особенность. До антиалкогольной кампании 85-го года в Украине ежегодно производилось 48 млн дал. вина, 29 млн дал. ликеро-водочного ассортимента и почти 800 тыс. дал. коньяка. Вина же больше всего и потреблялось. Сейчас картина совершенно иная -- выпуск легальной ликеро-водочной продукции более чем в два раза превышает выпуск вин. Это нашло отражение и во вкусах людей, так что алкогольные предпочтения украинцев за двадцать лет претерпели кардинальные изменения.