1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №95 (1739) за 28.04.2004

НА ВАШЕЙ УЛИЦЕ ЕЩЕ НЕТ ФАСТ-ФУДА? СКОРО БУДЕТ!

Один мой друг испытывает на себе продукцию всех торговцев "тошнотиками" на "Петровке". В своей страсти к домашней кухне он не одинок -- однажды я в течение 15 минут наблюдал за выходом из метро, где пристроились "пирожочницы". По количеству клиентов они едва ли уступают небольшому ресторанчику быстрого питания!

Почему же мы едим пирожки с начинкой непонятного происхождения и хот-доги с бумажной сосиской? Из-за сильного голода? Тоски по вкусным выпечкам родной бабушки? А может, у нас не хватает ресторанов быстрого питания?

Конечно, не каждый может потратить на обед в кафе пять гривен, но на питание вне дома тратится каждый. По самым скромным подсчетам, средний украинец (даже если он запасся колбасой на бутерброды), платит за фаст-фуд почти полтора процента от своих ежемесячных расходов. В масштабах страны набегает такая сумма, что одними "бабушками" тут не обойдешься.

Специалисты оценивают емкость украинского рынка ресторанов быстрого питания в 450 млн гривен в год. Рынок фаст-фудов Киева занимает от него одну треть -- 150 млн грн. При таких "аппетитах" качественных ресторанов быстрого питания в нашей стране (да что там -- даже столице!) пока не хватает. Несмотря на то, что сегодня в столице уже больше ста таких заведений, перспективы "пищевиков" более чем радужные. Этот рынок ежегодно увеличивается на 10 процентов и еще очень далек от наполнения.

Удивительного в этом ничего нет: цивилизованный рынок ресторанов быстрого питания у нас начал развиваться только с середины 90-х. Сегодня в сфере фаст-фуда -- жесткая конкуренция: работают 25 сетей, самые крупные -- "МакДональдз", "Мистер Снэк", "Швидко", "МакСмак" и "Два Гуся". Бороться за умы и желудки клиентов продолжат и другие операторы, правда, не с таким размахом. Ходят слухи, что на украинский рынок планируют выйти крупные иностранные сетевые фаст-фуды -- "Пицца Хат" и Kentucky Fried Chicken.

В сетях быстрого питания сейчас проходит активное "расслоение": вместо не очень полезной для здоровья еды из полуфабрикатов многие предлагают клиенту блюда домашней кухни. Все компании пытаются разработать свое фирменное блюдо: для кого-то это гамбургер, для кого-то -- пицца, вареники или птичьи крылышки.

Спиртное в большинстве фаст-фудов не продается по нескольким причинам, хотя никто не сделает клиенту замечание за бутылку под столом. Один мой знакомый, работающий в этом бизнесе, рассказал, что повсеместное "табу" на пиво введено из-за того, что его... долго пить: заказав его, клиенты подолгу занимали бы столики.

А для любителей похрустеть пирожными и попить чайку хорошая новость: скоро в Украине появится обширная сеть кофеен. Отдельно друг от друга их планируют создавать компании Jacobs, Nestle, MacCoffee и "Галка". Кофейни у нас пока новое явление, но в столице они уже завоевали определенную популярность. Мировой опыт показывает, что они способны создать серьезную конкуренцию фаст-фудам в чистом виде, переманив у них часть клиентов.

Остается надеяться, что новые заведения будут открываться не только в центре Киева, где их и так хватает, но и на периферии, а также в других городах.