Выпуск газеты Сегодня №100 (1744) за 07.05.2004
РЫТЬ ТОННЕЛИ СТАНЕТ ПРОЩЕ
Микротоннели рыли у нас и раньше, но в опасной зоне под землей обязательно должны были находится люди. А новый щит контролируется оператором при помощи компьютера, размещенного в контейнере. Желтую будку, напичканную электроникой, установили на краю стартового котлована, с которого и начинается проходка. Оказывается, микротоннель пройдет под Сырецким ручьем, протекающим в нескольких метрах от ямы, и железнодорожными путями. Опасаться нечего: новые технологии предотвращают проседание поверхностного грунта, а еще делают проходку в два раза быстрее, в сравнении с традиционными.
На 7-метровой глубине котлована головка комплекса уже "врезана" в землю. 3-метровую хвостовую часть щита, опущенную подъемным краном, устанавливают рабочие. После начнут подавать трубы, находящиеся здесь же, возле ямы. Поскольку результаты увидим нескоро (на 75-метровый участок тоннеля уйдет дней 5), слово о преимуществе комплекса предоставим специалистам.
-- Технология проста, экономична и удобна, -- поясняет Юрий Задер, гендиректор ООО "Киевподземстрой". -- В головную часть щита подается вода, которой размывается грунт, и сметанообразная масса выкачивается насосами в контейнера. Резцы из твердого сплава размельчают даже камни и плиты. Когда устанавливается труба, то вытянуть ее обратно фактически невозможно. Трубам мы делаем химзащиту, продлевая их долговечность до 50--100 лет. (Нынешние коллектора коррозия "съедает" за 10--15 лет. -- Авт.).
-- Щит предназначен для работы в неустойчивых грунтах, не нужно применять замораживание, -- продолжает Сергей Чернышов, главный инженер концерна "Киевподземдорстрой". -- Процессом управляет электроника, любой сбой указывает компьютер. Если лазерный луч уходит от цели, оператор направляет его с помощью пульта. Мы уже использовали комплекс при постройке сложного коллектора длиной 252 метра на улице Алма-Атинской. Тоннель получился гладкий. Тогда работу контролировали немецкие специалисты.
Посещаем приемный котлован (он забетонирован), где через несколько дней выйдет щит. Как утверждают специалисты, отклонение при проходке не превысит 1,5 мм. Кстати, проходку можно делать не только горизонтальную, но и вертикальную, а также на кривых линиях.
Справка "Сегодня" "Киевподземдорстроем" с помощью новых технологий уже пройдено 600 м тоннелей, а в 2004 году запланировано 2 км. В следующем году под силу пройти 3 км. В планах -- закупка щитов больших диаметров.