Выпуск газеты Сегодня №100 (1744) за 07.05.2004
ЗДЕСЬ ЖИЛ И ОТ ЭТОГО УМЕР ЗИГМУНД ФРОЙД
Играет великого психоаналитика Богдан Ступка. Собственно, с "умирания" Фройда после инъекции смертельной дозы морфия и начинается спектакль. А потом уже раскручивается медленная "подготовка к смерти", которую сам Фройд сравнивает с мучительным ожиданием поезда. Когда он умирает -- звучит настоящий карпатский плач по покойнику. В программе вечера -- в основном галлюцинации, сексуальные комплексы и муки совести. Внешне все очень красиво (художник Владимир Ковальчук). Внутренне -- довольно мучительно, несмотря на обещанное создателями спектакля "будет очень смешно". Навязчивое самокопание раздвоившейся героини Джессики (она -- как бы символ всех женщин, загубленных Фройдом, в самом широком понимании слова) и выворачивание себя наизнанку (то Джессику, то Сальвадора Дали периодически "сташнивает" в тазик прямо на сцене) заставляет вспомнить другого нашего земляка -- Леопольда Захер-Мазоха, родившегося во Львове ровно за 20 лет до Фройда. "Психологический мазохизм" плюс нестерпимое и тут же претворяемое в жизнь желание раздеться -- вот, собственно, основные постулаты фрейдизма как они есть в спектакле. "Эрос" (стремление к любви) и "танатос" (стремление к смерти) -- две главные движущие силы человечества -- переплелись здесь в весьма извращенной форме.
И все-таки -- о земляках. Один из лучших моментов спектакля -- когда благодаря лишь музыке и пластике артистов, без слов и смены декораций, вся эта "галлюцинация по Фройду" вдруг превращается в уютное западноукраинское местечко: улочка, велосипед, вежливые мужчины при встрече приветствуют друг друга легким приподнятием шляпы... Контраст поражает. И ужасно хочется, чтобы эта сцена длилась подольше.
Вообще здесь многие образы читаются довольно ясно. Если уж Фройд страдает от рака -- так вот он вам, пожалуйста -- живой рак сидит в круглом аквариуме на авансцене и именно его, шевелящего многочисленными конечностями, "отдирает" доктор Иегуда от больной челюсти несчастного пациента... Оркестр Театра Франко в красных кожаных костюмчиках и красных шляпках напоминает коллекцию скульптур (извините, фаллосов), собранных Фройдом... И еще массу интереснейших наблюдений можно сделать, внимательно вглядываясь в этот спектакль. Если удастся не обращать внимание на общую атмосферу происходящего. Убеждена: это надо видеть. Хотя бы для того, чтобы посмотреть на Остапа Ступку в роли Сальвадора Дали и Леся Заднепровского в роли доктора Иегуды (давно у него не было такой интересной работы в театре). И хотя бы потому, что после просмотра еще много дней ловишь себя на том, что постоянно думаешь об увиденном...
Похоже, единственное, на что катастрофически не хватило времени у Гладия (хочется верить, что именно времени) -- так это на "отсекание лишнего от сей глыбы мрамора", как учили великие скульпторы. Так и осталась она -- глыбой с большим потенциалом. До финала этого длинного спектакля "доживают" не все зрители. А зря. За долготерпение вы будете вознаграждены сполна: Фройд-Ступка, уезжающий от нас вдаль на дымящем паровозике под музыку Бреговича -- это роскошно. Вся жизнь -- вокзал, ожидание поезда -- мучительно, прибытие его -- праздник. Мучения с "эросом" окончены, да здравствует "танатос".
Театр им. Франко, 11 мая, "Истерия". Начало в 19.00.