1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №101 (1745) за 08.05.2004

КОРОЛЬ ГИТАРЫ ПО ВОЛЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Его называют "Новым Боссом и Королем гитары", а уникальную манеру пения в унисон с инструментом окрестили "звуковым мешком". А он игнорирует критику своей музыкальной "всеядности", бесконечных экспериментов и коммерциализации джаза. "Я популяризирую джаз, -- говорит Джордж Бенсон. -- Я же не просто играю, я еще придумал собственную технику, особенные приемы. И даже если я один такой прием использую, человек, который меня знает, услышав мою игру, скажет: "О, да это же Джордж Бенсон!"

Джордж Бенсон родился в марте 1943 года в Питтсбурге (США, штат Пенсильвания). В возрасте четырех лет он стал победителем любительского песенного конкурса. Первую гитару ему своими руками выстругал отчим. В восемь лет Джордж уже пел и играл на гавайской гитаре на улице, а в возрасте 10 лет записал свой первый сингл "She Makes Me Mad", выпущенный лейблом "Х" компании RCA. Музыкальную карьеру Бенсон начал в качестве певца. В 1959 году 16-летний чернокожий вундеркинд организовал собственный вокальный ансамбль The Altairs, исполнявший ритм-энд-блюз. Тогда же юному Джорджу пришлось взять в руки гитару и серьезно заняться ею, поскольку коллективу был необходим гитарист, а денег на музыканта "со стороны" у ребят просто не было. Так волею обстоятельств Джордж стал гитаристом.

В 18-летнем возрасте он услышал запись легендарного саксофониста Чарли Паркера и потерял покой. Страстная любовь к джазу привела Джорджа в Нью Йорк -- в 1963 году Джордж Бенсон переезжает в "музыкальную Мекку" Америки, где присоединяется к ансамблю органиста Джека МакДаффа Brother. Работа в этом составе с 1963-го по 1965 годы позволила Бенсону войти в круг выдающихся джазовых музыкантов, среди которых были Джон Колтрейн и Кенни Баррел. Знакомство с записями гитариста Уэса Монтгомери, ставшего кумиром Бенсона на долгие годы, перевернуло всю его жизнь. Отныне джаз -- основной жанр в творчестве Джорджа Бенсона. После смерти Уэса Монтгомери в 1968 году, его продюсер Грид Тейлор приглашает Бенсона на фирму A&M с целью сделать из него новую звезду.

Выход альбома "The Other Side of Abbey Road" стал мировой сенсацией 1969 года: через несколько месяцев после релиза знаменитой битловской пластинки "Abbey Road" Бенсон, нарушив все существующие неписаные законы жанра, по сути, издал сборник "джазовых ремиксов" композиций ливерпульской четверки. "В то время считалось дурным тоном связываться с Beatles, они же играли рок, -- вспоминал позднее Джордж. -- Тем более, что моя карьера в тот момент была на подъеме. Но мой продюсер послушал альбом "Abbey Road" и сказал, что, в принципе, не так уж и плохо, можно сделать весь альбом. Я сомневался, но согласился. Получилось очень неплохо".

Отношения Тэйлора с руководством фирмы разладились, и он решает основать собственную компанию CTI. Джордж, как честный человек, имеющий определенные обязательства перед своим продюсером, без тени сомнения последовал за ним. Этот период стал для Бенсона весьма результативным и принес ему первую крупную творческую удачу -- премию "Грэмми". Альбом "White Rabbit" был признан лучшим джазовым альбомом.

"Его пальцы порхают по струнам, как мотыльки вокруг пламени свечи", -- писали о Бенсоне строгие критики. Армия его поклонников, завороженная этим волшебством, продолжает расти. Тем не менее, работая в стиле мэйнстрима (основного направления в традиционном джазе), Бенсон имел довольно скромные доходы. В середине 70-х Бенсон заключает контракт с компанией Warner Bros. Успех (кстати, вполне заслуженный) не заставил себя долго ждать. В 1976 году вышла пластинка "Breezin", в которой музыкант продолжил эксперименты и вплотную приблизился к поп-музыке, чем удивил как свою публику, так и джазовых критиков. Альбом стал одним из самых продаваемых за всю историю джаза. Песня "This Masquarade", где Бенсон проявил себя как вокалист, признается записью года (Grammy Award), а пластинка -- лучшей в разделе "поп-инструментал". На следующем диске "In Flight", выпущенном под руководством продюсера Томми Липума и достигшего уже платинового тиража, обаятельный тембр голоса Бенсона звучит уже в большем числе композиций. Они были спеты настолько совершенно, что непререкаемый авторитет -- композитор, аранжировщик и продюсер Куинси Джонс назвал Бенсона "самым лучшим вокалистом, который заодно также и самый лучший гитарист".

С момента выхода на фирме Warner Bros. нескольких пластинок в модном тогда стиле "фьюжн" популярность Бенсона взлетела на такие высоты, которые никто не мог себе представить. Но и этого музыканту показалось недостаточно. Бенсон мечтает сняться в кино, а особенно ему хочется написать музыку к фильму. Эта мечта частично исполнилась -- песня Бенсона "The Greatest Love Of All" стала главной музыкальной темой фильма "The Greatest" о легендарном американском боксере Мухаммеде Али. Вскоре Бенсону представилась возможность выступить в Белом доме перед тогдашним президентом Джимми Картером, а это уже говорило о том, что Джордж добился статуса звезды.

В 1980 году, после выхода двух двойных альбомов, Бенсон выпускает под продюсерским знаком Куинси Джонса очередной диск "Give Me The Night", также ставшим платиновым. А потом решает... поиграть в оркестре. Бенсон делает несколько записей в составе различных биг-бендов и заслуживает звание "великолепного джазмена". Так, Джордж появляется на пластинке Фрэнка Синатры 1984 года, где прославленный золотой голос Америки исполняет джазовые стандарты с оркестром Куинси Джонса.

Пробуя свои силы в разных жанрах, Бенсон всегда остается собой -- уникальным импровизатором, великолепным вокалистом и блистательным инструменталистом. Практически во всех публикациях о нем присутствует ключевое слово "versatile", обозначающее разносторонность и универсальность. Эта самая разносторонность в 50-летней карьере Бенсона проявлялась в том, какое количество разных стилей украсил своей игрой прославленный музыкант. "Большой босс" уже дважды становился обладателем престижной музыкальной премии Grammy в номинациях "За лучший альбом" и "За лучшую ритм-энд-блюзовую композицию". А общее число его наград соперничает с количеством выпущенных им дисков (а их уже более полусотни).

В настоящее время у маэстро есть все, чтобы продолжать полноценную творческую жизнь: куча последователей, которые обучаются по авторским учебникам Бенсона, а также видеокассетам, демонстрирующим его уникальные фирменные приемы игры. А главное -- Джордж вот уже 38 лет живет в счастливом браке со своей женой, у него семеро сыновей.

Если перечислять всех знаменитых музыкантов, с которыми в разные годы играл и пел Бенсон, придется переписать мировую энциклопедию джаза. В Киеве мистер Бенсон выступит 15 мая во Дворце "Украина" во главе своего бенда, в составе которого именитые музыканты -- клавишник Девид Гарфилд, бас-гитарист Стенли Бенкс, гитарист Майкл О'Нил.

Пресса часто упрекает Джорджа за то, что он немногий из джазовых музыкантов зарабатывает миллионы выступлениями на закрытых концертах перед совершенно не джазовой аудиторией, на что "Король гитары" отвечает: "Да, мы часто играем на корпоративных вечеринках, где бывают несколько сотен людей, а может, сотня, или вообще человек пятьдесят. Люди эти очень богатые, денег у них немерено. Так что если уж они кого-то зовут, то тех, кого они больше всего любят. Иногда вообще самолет за мной высылают, огромный Боинг-777, на котором я лечу один. Мы для них играем и видим, как они счастливы от нашей музыки. Так в чем разница?"