1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №101 (1745) за 08.05.2004

СОВМЕСТИМО ЛИ ИСКУССТВО С АРСЕНАЛОМ

Посетители Киево-Печерской лавры, частенько обращают внимание на огромное старинное строение, расположенное напротив. В народе оно известно как "Арсенал-2", а под первым подразумевается завод "Арсенал" на улице Московской, хотя вообще-то все наоборот.

Дабы понять что к чему, обратимся к истории. В 1707 году по указанию Петра I на холмах вокруг Печерского монастыря началось строительство обширной крепости. Кроме жилых домов, пострадал Вознесенский паненский монастырь -- его соединили с Фроловским на Подоле. На месте снесенной святыни вскоре и возвели здание артиллерийского пушечного двора, где хранилось и ремонтировалось огнестрельное оружие. А в 1784-м здесь началось сооружение 2-этажного строения "Арсенала" по проекту Ивана Меллера.

Работы продолжались около двадцати лет. Историк Максим Берлинский назвал сооружение самым лучшим (в смысле, большим) зданием в Киеве. И действительно: равных ему по размерам (длина по периметру достигала 800 м) и монументальности форм в то время в городе не существовало.

В связи с военным предназначением "Арсенал" запрещено было изображать на гравюрах, а позднее -- и фотографировать. А богомольцы, чтобы пройти в Киево-Печерскую лавру, находившуюся в крепости, предъявляли специальные паспорта.

И в дальнейшем "Арсенал" использовался военными властями. Так, незадолго до Первой мировой с его складов перевооружались части российской армии Юго-Западного направления. В советские время здесь располагалась военбаза N64. А с началом Великой отечественной последняя была эвакуирована в город Балашов. В сентябре 1941 года отступающими частями Красной Армии была предпринята попытка уничтожить "Арсенала" -- взорвать удалось только угол здания напротив Феодосиевской церкви. В уцелевшей части фашисты устроили концлагерь.

После войны строение восстановили. Как и прежде в нем поместили завод по ремонту спецтехники под вывеской одной из воинских частей. Таинственность вокруг этого предприятия породила немало слухов. Шептались даже о проведенной к "Арсеналу" линии метро, по которой ночью вывозят что-то сверхсекретное. Однако это всего лишь легенды.

Правда же в том, что в старинном здании некогда работали более десяти цехов, с распадом Союза заказы резко сократились, и сегодня завод практически перестал существовать. Само сооружение "Арсенала", памятник архитектуры, -- в аварийном состоянии. Несколько лет назад обвалилась часть кирпичной кладки южной стены, вот-вот может рухнуть юго-западный угол.

Кстати, в преддверии 2004 года Кабмин издал распоряжение "О передаче имущественного комплекса военного городка N5 в г. Киеве", согласно которому "Киевский ремонтный завод" передано из Минобороны в ведение Минкультуры и искусств для создания в бывшем военном городке музейного комплекса "Мистецький арсенал" с музеем современного искусства, художественно-выставочными залами, галереей народного декоративно-прикладного искусства и т. п. ("Сегодня" об этом писала). Что ж, необходимость срочной реставрации и сохранения этого крепостного строения не вызывает сомнений. Но совместимо ли искусство с арсеналом? К тому же переоборудование бывших цехов исказит интерьер памятника.

А ведь есть и другое решение: не дробить старинное здание, а целиком передать его под Национальный военно-исторический музей. Да, такого музея еще нет, но вопрос о его учреждении назрел давно.