1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №102 (1746) за 11.05.2004

РОМАНТИК РЕВОЛЮЦИИ -- ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ

В эти дни известному политическому и военному деятелю Симону Васильевичу Петлюре исполнилось бы 125 лет. Первый военный министр Украинской Народной Республики, Симон Петлюра до сих пор вызывает споры историков. Он прошел путь от мелкого революционера-разночинца до министерского поста УНР, познал стремительный взлет и славу, и такое же стремительное падение и ненависть ближайших соратников.

Первый премьер Украины писатель Владимир Винниченко называл его "мелким журналистишкой", советские историки представляли его как "демоническую" фигуру, а диссиденты воспевали как "гениального полководца". До сих пор Симона Петлюру воспринимают скорее как бесплотный символ. Историк Виктор Савченко, пятнадцать лет исследующий жизнь Симона Петлюры, в книге "Симон Петлюра" пытается развеять миф о нем как одной из демонических фигур времен гражданской войны, и в то же время, как символе патриотизма и борьбы за независимость. Ведь до событий 1917 года, когда еще не разразилась буря революции и после 1922, когда она уже улеглась, Петлюра был всего-навсего скромным обывателем. Его жизненный путь был похож на судьбу многих молодых людей того времени: мещанин, без средств и влиятельных покровителей, исключенный из семинарии за украинофильство, он зарабатывал журналистикой и учительством, занимался самообразованием. Надо сказать, он сразу попал "в струю". Увлечение историей и украинофильство ввели его в круги либеральной интеллигенции, и Петлюра всеми силами старался завести как можно больше связей. Среди его покровителей были известные люди -- Владимир Винниченко, Михаил Грушевский и даже известный российский философ Николай Бердяев. Как же удалось молодому человеку без образования и каких-либо особых талантов сблизиться с выдающимися людьми эпохи? В то время в Украине, перед 1917 годом, большое влияние имели масонские ложи, в которых состояли многие видные общественные и политические деятели. Когда и где Петлюру посвятили в масоны, достоверно неизвестно, но уже в 1917 году он стал главой "Великой ложи Украины" и даже, по мнению некоторых исследователей, активный интерес военного союза "Антанта" к Украине был следствием масонских связей Симона Васильевича. Однако, несмотря на то, что компетентность Петлюры в военных вопросах часто ставилась под сомнение, именно ему удалось в годы неразберихи и многовластия в Украине добиться от Временного правительства "украинизации" отдельных военных частей и организовать достаточно мощную регулярную военную силу. Однако, ни причастность к оккультным организациям, ни популярность в военных кругах не уберегли Петлюру от ошибок и поражений. Помпезный вход в авангарде немецких войск в Киев в 1918 году вызвал недовольство среди антантовских кругов, да и у немцев лишком "самостийный" украинец вызвал более чем раздражение. Его план похода-вторжения в Советскую Украину, который он разрабатывал в эмиграции в Польше в 1920-х, провалился, а призывы к украинскому подполью внедряться в советские властные структуры и изнутри подрывать их работу, может быть, не прямо, но косвенно вызвали в Украине борьбу с "внутренними врагами" и волну репрессий. В его романтических мечтаниях о независимой Украине не было места планам ее социального и экономического развития. Однако идеи Петлюры ускорили процесс "вызревания" национальной идеи и даже способствовали тому, что советский режим из-за его, пусть подпольной, борьбы, должен был развиваться не только в сторону репрессий.

С переездом в Париж в 1924 году политическая карьера Петлюры закончилась. Смирившись с жизнью вдали от родины, он считал, что даже не имея государственной территории, можно сохранить правительство в изгнании и даже разработал целую программу задач украинской эмиграции: изучить язык страны, которая ее приняла, переводить информацию об Украине, создавать архивы и библиотеки, воспитывать новое поколение. Сейчас, через столько лет, можно с уверенностью сказать, что эту свою задачу Петлюра выполнил полностью. Не случайно ведь, в доме почти каждой украинской семьи, уехавшей в те годы -- по своей или по чужой воле -- рядом с портретом Тараса Шевченко висит портрет Симона Петлюры.