Выпуск газеты Сегодня №105 (1749) за 14.05.2004
"А ГДЕ ОНИ БУДУТ, ИЗВИНИТЕ, ПЛАВАТЬ"
На этот раз правительство наших северных соседей решило "обхитрить" географию. Там подготовлен проект декрета "О некоторых мерах по развитию морского торгового флота Республики Беларусь", сообщил "Интерфакс" со ссылкой на тамошнее министерство транспорта и коммуникаций. Иными словами в республике хотят совершить "прорыв к морю", и это не смотря на то, что все границы страны сухопутные.
Фразу, вынесенную в заголовок, задал один из сотрудников редакции, услышав об этой новости. Естественно, что белорусы не собираются оккупировать Литву или, наподобие Туркменбаши, заниматься созданием искусственных рек и морей вблизи своих городов. Постановлением предусматривается, что суда, которые пользуются правом плавания под Государственным флагом Беларуси, будут освобождены от налогов и других обязательных платежей в бюджет. Предусмотрены и другие финансовые поблажки.
По всей видимости, Беларусь решила перенять опыт маленькой африканской страны Либерии, либеральное (!) законодательство которой позволяет уходить судовладельцам от налогов, регистрируя суда под флагом этой страны. Сегодня, например, около двух третей флота, контролируемого российскими компаниями, ходят под флагами Либерии, а также Кипра или Мальты, где действуют подобные законы. По подсчетам белорусских экономистов, такие нововведения помогут неким образом удешевить перевозки белорусских товаров на 10%.
Так что вполне может оказаться, что скоро и украинские суда станут ходить под белорусским флагом. Сегодня из государственного реестра временно исключены и плавают под другими флагами 16 судов, сообщили нам в пресс-службе департамента морского и речного транспорта Украины, несколько раз повторив, что это официальные данные. Называется сия операция хитромудрым словом -- бербоут-чартер. Можно предположить, что неофициальные данные совсем другие. Как сказали "Сегодня" в пресс-службе одесского морского порта украинские суда под флагами Панамы или Мальты заходят в Одессу регулярно. Украина ведь большая морская страна. Правда, как известно, в этом мире выигрывает не большой, а проворный. Пусть даже и "сухопутный".