1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №106 (1750) за 15.05.2004

С ЛЕТА НОВЫЕ ИНОМАРКИ ПОДОРОЖАЮТ

Много копий было сломано вокруг принятия Закона "О развитии автомобильной промышленности Украины", который вступает в силу 31 мая и будет действовать до конца 2007 года. Устанавливаемые им "правила игры" приведут к существенному повышению цен на новые импортные легковушки, а особенно -- на ввозимые в Украину бэушные машины. Зато "колеса" отечественного производства, в том числе собираемые у нас иномарки, подорожать не должны.

Оппоненты данного закона указывают на его дискриминационный характер, мол, он принят в интересах только двух автозаводов -- ЗАО "ЗАЗ" (Запорожье) и ЗАО "ЛАЗ" (Львов). Они сохранят весь объем преференций, полученных в соответствии с принятым в 1997-м Законом "О стимулировании производства автомобилей в Украине", в частности льготы, по НДС, акцизному сбору, плате за землю, налогу на прибыль. Из этих двух счастливчиков только ЗАЗ выпускает легковушки. Дескать, такие неравные условия бизнеса "удобряют почву" для недобросовестной конкуренции. Ведь остальные участники рынка могут рассчитывать лишь на освобождение от пошлины на импорт комплектующих, и то при условии, что стоимость украинских деталей будет превышать 50% в общей цене машины, а правительство одобрит поданную автозаводчиком программу развития производства. Но потенциального покупателя, конечно, волнуют не эти отраслевые "междоусобицы", а то, как повлияет закон на цену автомобилей.

В этом смысле самое печальное новшество -- увеличение таможенной пошлины на ввоз иномарок. Сейчас действуют исключительно так называемые специфические ставки пошлин: они рассчитываются, исходя из объема двигателя легковушки и составляют 3-5% ее стоимости. С 31 мая новые "иностранцы", оснащенные бензиновыми двигателями объемом до 3000 куб. см и дизельными движками до 2500 куб. см, будут облагаться пошлиной в 15% от заявленной таможенной стоимости авто, а те, у кого мотор пообъемнее -- в 20%. Вероятно, чтобы импортеры не хитрили и не занижали ввозную цену, для подстраховки установлены и новые специфические ставки пошлин -- в 2,2-12 раз больше теперешних, в зависимости от объема двигателя. При расчете конкретной суммы пошлины будут брать ту из двух величин, которая окажется больше. Похожая ситуация складывается и с подержанными авто, ввозимыми в Украину: при растаможке придется уплатить либо от 20 до 30% заявленной стоимости "Антилопы гну", либо -- кратно, по сравнению с нынешней, увеличенную специфическую ставку пошлины (смотри таблицу).

При таком раскладе рынок -- сиречь базар -- бэушных иномарок может сократиться настолько, что возникнет дефицит оных. Кстати, в ожидании новшеств цены базара уже выросли в полтора раза. По мнению эксперта Информационно-аналитической группы "AUTO-Consulting" Олега Омельницкого, запредельные пошлины приведут к тому, что ввозная цена подержанных машин может превысить стоимость некоторых новых моделей иномарок. Поэтому теряет смысл в массовом порядке ввозить бэушные "колеса", исключение составят разве что эксклюзивные машины, аналогов которых в Украине по каким-то причинам нет.

Импортеры новых авто попытаются сдержать подорожание за счет уменьшения своей маржи, получения скидок от производителей и акцента на модели с меньшим объемом движка и более дешевой комплектацией. Но и при этом большинство экспертов прогнозируют, что с лета рост цен составит 15-20%. Согласно расчетам специалистов "AUTO-Consulting", удорожание растаможки приведет к тому, что самые доступные для народа автомобили В-класса поднимутся в цене на 1000-1200 евро, что составит 10-12% их нынешней стоимости. Авто С-класса подорожают на 9-13% (плюс 1200-1600 евро); D-класс -- на 8-13% (1800-3000 евро). И, наконец, представительский Е-класс вырастет в цене на 8-10% (3000-4500 евро). А вот внедорожники подорожают по-разному. Например, RAV4 и X-Trail "подрастут" на 13% (3500-4000 евро), полноразмерные же off-road станут дороже на 10% (6000-7000 евро).

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко утверждает, что уровень подорожания различных торговых марок будет зависеть от того, насколько успешно их импортеры проведут переговоры с производителями о снижении отпускных цен. Ведь на кону -- динамично развивающийся украинский рынок, в 2003-м выросший наполовину (было продано 154,7 тыс. новых авто почти на $2 млрд), а с начала нынешнего года -- еще на 20%. Здесь сыграли роль не только боязнь введения названного закона, когда многие спешили сделать покупку до подорожания, но и перелом в сознании в пользу приобретения новой машины, а не бэушной, которая может оказаться и "убитой", и ворованной. Удачный пример маркетинга -- "привязка" цен на авто Mitsubishi к доллару, а не евро: в итоге эта марка вышла в Украине на 4-е место, после ВАЗ, Daewoo и ЗАЗ. А, например, уже растаможенная Skoda заграничной сборки у нас сейчас стоит дешевле, чем в Чехии и ФРГ. Оптимистический прогноз от г-на Назаренко: цены вырастут всего на 10%, а на некоторые модели могут удержаться на нынешнем уровне. Если же "скрытых резервов" у импортеров и производителей не хватит и их доля на рынке резко упадет, в ход могут быть пущены 12 вполне законных способов ввоза авто без уплаты налогов или с частичной их уплатой. "Я не хочу, чтобы импортеры шли по этому пути, ведь в результате пострадает бюджет, но зато не пострадают покупатели", -- добавил Назаренко.

А самое замечательное, что, по оценкам экспертов, удорожание не должно коснуться 72% продаваемых у нас автомашин. Так, под действие закона не подпадают российские легковушки, которые в рамках годовой квоты ввозятся беспошлинно (квота на 2004-й -- 20 860 штук). Естественно, нет оснований для роста цен на сугубо украинские марки ЛуАЗ, "Таврия" и "Славута", а также на ВАЗы, Daewoo, Dacia, Mercedes-Benz, Opel, Chevrolet и Chrysler, выпускаемые в Запорожье методом крупно- и мелкоузловой сборки. Далее, несмотря на то, что на комплектующие к автомобилям (кузова, двигатели), не производимые в Украине, льготная ставка ввозной пошлины увеличена до 12%, а полная -- до 20% (ранее, соответственно, 5% и 10%), цена на такие иномарки украинской сборки, как Skoda и Volkswagen, может вырасти лишь символически. Наконец, не подорожают автомашины российских марок ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, выпускаемые на украинских заводах методом крупноузловой сборки. Ибо, по Соглашению о свободной торговле с РФ, наши заводы ЛуАЗ, КрАСЗ и "Анто-Рус" не платят НДС и пошлину на ввоз соответствующих машинокомплектов.

Вывод: подходит к концу эпоха, когда большинство наших граждан ориентировалось на покупку подержанных машин. Вольно или невольно, покупателю придется выбирать между новыми отечественными, чисто импортными или "смешанными" моделями автомобилей. Ну а выбор будет зависеть от вкуса и, естественно, толщины кошелька.

Ожидаемый рост цен на популярные модели

Класс Модель Ориентировочное удорожание
EURO %

B VW Polo 1,4 1200 10%
B Hyundai Getz 1200 12%
B Nissan Micra 1,2 1100 10%
C Renault Symbol 1,4 1200 13%
C Nissan Almera 1,5 1300 9%
C Toyota Corolla 1,4 1600 11%
D VW Passat 1,8 1950 8%
D Nissan Primera 1,8 1750 9%
D Toyota Avensis 2,0 2900 11%
D Subaru Forester 2,0 3000 13%
E Toyota Camry 3,0 2900 8%