1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №106 (1750) за 15.05.2004

КАК "ЦАРЬ" И "ПУШКИН" ГУДЕЛИ ПО ДНЕПРУ

Помню увлекательные мамины рассказы о том, как в годы ее молодости из Киева по Днепру на "ракете" можно было с ветерком добраться до любого городка или поселка области. А вот более ста лет назад киевляне путешествовали по реке на пароходах, коих во владении Соединенных обществ пароходства насчитывалось около 70. Но обо всем по порядку.

Создание коммерческих учреждений для эксплуатации судов на Славутиче началось в городе в 1835 году. В 1858-м возникло Общество пароходства по Днепру и его притокам (Первое общество пароходства).

Спустя три десятка лет появилось Второе общество пароходства. Поскольку с 1892-го его возглавлял агент Первого предприниматель Давид Марголин, конкуренция между учреждениями была кратковременной, и в конце концов они начали координировать свои действия как Соединенные общества, правление которых размещалось в частном доме Марголина на современной улице Сагайдачного, 12.

Общества использовали плавсредства различного качества -- от небольших прогулочных пароходов, которым проход под мостами не составлял особых проблем (нужно было просто опустить трубу), до фешенебельных двухтрубных с каютами первого и второго классов, прекрасной кухней и отменным обслуживанием.

Согласно сведеньям 1905 года, Первое общество владело 36 пароходами, в частности, пассажирскими судами "Княгиня Ольга Святая", "Князь Владимир Святой", "Ратмир", "Царь", "Царица". Второе -- 21 пароходом, среди которых -- "Держава", "Словянин", "Могучий", "Цесаревич", "Пушкин". В общем пользовании учреждений были 12 пароходов, в том числе самый большой пассажирский на Днепре выше порогов "Царь Николай II". Эту флотилию обслуживали 84 пристани, а также ремонтно-механические мастерские на Трухановом острове.

Современники утверждали, что лучшие пароходы Киева не уступали пассажирским судам на Волге, Миссисипи. Хотя природный режим днепровских вод усложнял движение плавсредств, и даже в путеводителях указывалось: "Время прибытия пароходов в Киев определить крайне трудно, так как вследствие мелководья и других причин они обыкновенно запаздывают в пути и чрезвычайно редко приходят в Киев в назначенное по расписанию время".

В пору своего расцвета Соединенные общества обслуживали одиннадцать маршрутов. Дважды в день от киевской пристани отходили суда в Екатеринослав. По одному пароходу курсировало ежедневно между Киевом и Гомелем, Киевом и Ржищевым, два осуществляли связь с Черниговом. Постоянно в шесть часов вечера отправлялся пароход на Чернобыль. По понедельникам, четвергам и пятницам можно было отплыть в Могилев, Лоев, а оттуда добраться другим судном до самой Орши (Беларусь). Кроме этого, существовала дачная линия "Киев--Плюты".

Кстати, здесь уместно сообщить о некоторых таможенных правилах. Назову лишь некоторые пункты о вещах, подлежащих беспошлинному пропуску при проезжающих: бывшие в употреблении одежда, обувь, белье и полотенца; подушки, матрацы; кольца, булавки, запонки -- "в двойном числе" на лицо; перчатки новые -- не более дюжины: начатые пачка нюхательного и картуз курительного табака; сигары -- максимум сотня на человека.

В мае 1919 года все имущество обществ стало достоянием народа. К началу Второй мировой войны Киевское речное пароходство обладало неплохой транспортной базой, однако вскоре последняя была затоплена. После восстановления гражданских речных перевозок некоторые лайнеры "дотянули" до "перестройки", пережили развал Союза. Какое-то время они не эксплуатировались -- в лучшем случае служили плавучими гостиницами.