1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №106 (1750) за 15.05.2004

"СКИФ" -- СОВЕТСКИЙ ОТВЕТ АМЕРИКАНСКОМУ "ШАТТЛУ"

Чем больше человек осваивал космическое пространство, тем больше требовалось ему дорогостоящих одноразовых ракетоносителей. Тут, как говорится, и сам Бог велел задуматься о многоразовой транспортной системе. Первыми поняли это специалисты США и в 1972 году приступили к ее созданию. Лишь спустя четыре года этим занялись и в Советском Союзе, когда поняли, что "Шаттл" может донести до Москвы ядерную бомбу.

НИКСОН ОБВЕЛ КОНГРЕСС ВОКРУГ ПАЛЬЦА

Президент США Ричард Никсон в 1972 году обращается с посланием к Конгрессу страны, в котором просит выделить $10--15 млрд для создания многоразовой космической транспортной системы (МКТС). Причем готовилось оно на высоком уровне: от экономического и юридического обоснования, предоставленного NASA, до разработки его с учетом особенностей мышления конгрессменов, занимавших ключевые позиции в профильном комитете. Упор делался на низкую стоимость килограмма полезной нагрузки, выводимой американским "Шаттлом" в космос. Вначале ее слишком занизили, назвав цифру $1500--2500 за килограмм. Более того, Никсон сумел убедить конгрессменов в том, что через несколько лет эксплуатации реальная цена нагрузки не превысит $400--450! И они таки увидели в президенте человека, пекущегося о сокращении расходов на космос, и утвердили эту сумму. Прошло время, а цена так и осталась очень высокой -- около $20 000 за килограмм. Но это уже были детали.

Специалисты СССР не считали делом первой необходимости создание многоразовой системы из-за ее дороговизны. Однако к 1976 году в американских СМИ появляется все больше сведений о "Шаттле". В том числе и о предполагаемых орбитах движения челнока. Такая информация чисто случайно попала на глаза молодым специалистам из Института прикладной математики, которые из любопытства просчитали все возможные варианты орбит космического челнока. И оказалось, что он может отклониться на север более чем на 2000 км. Орбита его в таком случае пройдет над Москвой. А "Шаттл" мог нести в отсеке 20-мегатонную ядерную бомбу!

Американцы и предусматривали это в качестве варианта военного использования челнока. Если бы сбросили из космоса такую бомбу на Москву, от нее, очевидно, и строительного мусора не осталось бы. Президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш, получив доклад об этом, немедленно ставит в известность о военных возможностях "Шаттла" Леонида Брежнева. Тот срочно выносит вопрос о создании аналогичной системы на Политбюро. Было решено: "Создать МКТС, назначив головным исполнителем Генерального конструктора центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, бывшее ОКБ-1 Сергея Королева) Валентина Глушко". А уже 17 февраля 1976 года выходит постановление правительства "О создании МКТС в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля..." Так впервые в СССР начальный путь создания ракетно-космической системы был пройден с точностью до наоборот: если ранее идею создания ракетно-космических систем предлагали конструкторы, то сейчас об этом распорядились политики.

ПРИ ИСПЫТАНИЯХ "ЭНЕРГИЯ" ВЫШЛА ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ

А чтобы вывести в космос советский "Шаттл", нам нужно было создать универсальный ракетоноситель сверхтяжелого класса "Энергия", который бы мог вывести на орбиту корабль многоразового использования -- им стал "Буран". А первым к старту подготовили весовой аналог "Бурана" -- "Скиф".

"Энергия" была универсальной ракетно-транспортной системой, способной выводить в космос не только 100-тонные челноки, а и долговременные орбитальные станции, телекоммутационные платформы, контейнеры с разгонными блоками и космическими кораблями для полета на Луну, Венеру и Марс, завод-платформу для производства сверхчистых лекарственных препаратов. Это была революция в космических транспортных перевозках, впоследствии погубленная отсутствием политической воли у руководства страны и неумением управлять ее экономикой.

Валентин Глушко -- маг и волшебник, создававший уникальные мощные ракетные двигатели, -- был чрезмерно честолюбив. Это знали все. Ему почти 70 лет, а собственной ракетной школы, как у Сергея Королева, Михаила Янгеля, Владимира Челомея у него не было. В предложении создать МКТС он увидел перст судьбы: у него будет своя школа. Но Глушко был бы не Глушко, если бы согласился сразу и без условий. Он не попросил, нет, он потребовал создания стенда для проведения технологических огневых испытаний на Байконуре, иначе создать МКТС будет невозможно. Потому что уже пытались запустить сверхтяжелую ракету Н-1 без испытаний, и все четыре пуска закончились ее взрывом. Так на космодроме Байконур появилась моя отдельная инженерно--испытательная часть УКСС -- универсальный комплекс "Стенд -- Старт".

На 468 га пустыни за несколько лет было построено свыше 200 зданий и сооружений, часть которых по размеру превосходила Республиканский стадион в Киеве. Было смонтировано 62 технологические системы, например, система заправки "Энергии" жидким водородом, и 250 специальных систем, в том числе водоснабжения и водоочистки. Построено 15 км автодорог и 16 км железнодорожных путей.

22 февраля 1986 года на "Энергии", установленной в стартово-пусковое сооружение, было осуществлено пробное включение ракетных двигателей. Но не успели двигатели проработать и пяти секунд, как сложилась нештатная ситуация, грозившая взрывом 2400-тонному ракетоносителю. А 90% его массы составляло ракетное топливо. При его взрыве было бы уничтожено все живое и неживое в радиусе 7 км. С трудом, но сумели вывести ракету из аварийного состояния и спасти всю программу. И в первую очередь благодаря светлым головам лучших специалистов по системам управления "Энергии" генерала Владимира Гудилина и Владимира Караштина и представителей НИИХиммаша.

Боевой расчет части в ночь с 26 на 27 апреля 1986 года на "Стенде--Старте" провел огневое технологическое испытание всех систем "Энергии", включив ракетные двигатели на 290 секунд. Для того, чтобы ракета не взлетела, она крепилась к 1600-тонному стартово-пусковому устройству двенадцатью мощными опорно--захватывающими устройствами. 13 мая 1987 года "Стенд-Старт" посетил Михаил Горбачев, хотел остаться до старта, но его отговорили: "Вдруг взорвется". 15 мая "Энергия" успешно вывела на орбиту долговременную орбитальную станцию "Скиф".

Это был весовой и геометрический аналог "Бурана", проходившего тогда заключительные испытания. Но на фотографиях название "Скиф" отсутствовало -- было засекречено. Зато хорошо видны и читаются два других названия: "МИР-2" -- по горизонтали станции и "ПОЛЮС" -- по вертикали. "Энергия" удачно вывела "Скиф" на низкую орбиту. С высоты 110 км "Скиф" на своем двигателе должен был выйти на рабочую орбиту, но -- либо конструкторы не все хорошо рассчитали, либо ошибка была другого рода -- только вместо разгона произошло торможение станции. Она вошла в плотные слои атмосферы и затонула в Тасмановом море, неподалеку от Австралии. Тем не менее путь к запуску первой советской многоразовой системы "Энергия"--"Буран" был открыт.